Art Investment

Диалоги с природой в работах Франко Виолы и Александра Батурина

В Паноптикуме INUTERO открыта выставка пейзажей итальянца Франко Виолы и ученика Стерлигова Александра Батурина

Паноптикум INUTERO (ул. Нижняя Сыромятническая, 5/7, строение 9, 3-й этаж) представляет «Диалоги с природой» — совместную выставку Франко Виолы и Александра Батурина, признанных мастеров пейзажной живописи. Кураторы экспозиции попытались создать диалог между художниками, посвятившими свое творчество идее переосмысления природы, ее языка и геометрии. В их работах нет ни людей, ни других живых существ. Единственное, что представляет для них истинный интерес, — это чистота восприятия, абсолютная гармония и собственное мироощущение.

Объять необъятное

Культурное зрение, или т. н. «насмотренный глаз», при взгляде на картину видит за ней, через нее, ее предшественников — этапы, которыми развивалась определенная художественная идея. Неизвестно, хорошо ли это, когда путь становления мастера так прозрачен, очевиден, но чаще всего именно так и происходит: художник преломляет в своем творчестве идеи предшествующих эпох, актуализирует их, развивает и, делая их подчас неузнаваемыми, посылает в будущее.

В картинах Александра Батурина (1914–2003) легко узнается «мировидение» его учителя Стерлигова, ученика Малевича, кубизм, Сезанн и… икона. Тут нет противоречия: и кубизм и икона изображают не только видимое, но и мыслимое, открывающееся не только глазу, но и знанию, интуиции, вере. Стерлигов создал школу, систему, многочисленные адепты которой, его ученики, активно развивают ее по сей день, и называется она «чаше-купольной»: если условно представить вселенную сферичной, то изнутри, с точки зрения живущего в этой вселенной человека, нижняя половина этой сферы будет чашей, а верхняя, накрывающая ее, — куполом. Конечно, наивно, но ведь это не более чем художественный образ, извечная попытка искусства привести сложный, противоречивый, драматичный, непостижимый мир к поэтической гармонии, ясной упорядоченности, приручить его воображением.

Идея сродни платоновской. Для Александра Батурина, родившегося в 1914, в 1930-х прошедшего через тюрьмы и ссылки, лишения и унижения, она должна была быть смягчающим его трагические контакты с миром бальзамом. «Я по своей природе… оптимист. Я считаю, надо радоваться жизни!» — наивно и трогательно говорил он. Стерлигов учил видеть натуру обобщающим, синтетическим зрением, обнаруживая скрытые в ней простые, ясные геометрические формы: «геометрия простых форм всюду естественно присутствует». Собственно, в основе этой эстетики — классическая формула Сезанна о шаре, конусе и цилиндре как праформах всего живого.

Действительно, в пейзажах Батурина все округло, плавно — кроны деревьев, берега рек, волнообразная поверхность земли, — формы перетекают друг в друга, сливаясь в единый ритмический струящийся поток. В этих картинах редко появляется намек на перспективу и линию горизонта как границу видимого. Реки, холмы, все эти мягкие, женственные «кривые линии» как основа системы уводят взгляд в запредельные пространства, создают впечатление той самой «мебиустичности» (выражение Стерлигова, лента Мебиуса — знак бесконечности), сферичности, которая и была главной целью, сверхидеей наследников Малевича.

Батурин всегда работал с натуры, делал этюды, чтобы потом, в мастерской, избавить предмет от подробностей и превратить в чистую форму. Соотношением тонов он гранит форму, как алмаз, словно извлекая из нее глубинный свет. Материя у него прозрачна, легка, светоносна, поверхность холстов мерцает и переливается. Пространство то убегает вдаль («Вечер на реке»), то приближается («Голубой лес», «Осень в Подмосковье»), природа на этих картинах, сохраняя чеканную классичность, остается живой и подвижной.

По странной прихоти судьбы ли, вкуса пейзажи Батурина представлены в невольном диалоге с художником иного поколения и иной культурной традиции. Франко Виола итальянец, а уже сама эта данность накладывает бремя ответственности: дело даже не в невольном сравнении с классиками, а в том, что они всегда перед глазами и определяют некий эстетический и образный канон, тем более что Виола родился на Сицилии, где сохранились очень редкие в мире греческие подлинники. Он на полвека моложе Батурина (р. 1953) и не имеет художественного образования. В 1977 он получил диплом инженера-электротехника Римского университета. К искусству обратился в 1980-х, начал с графики, затем перешел к акварели и маслу, первая персональная выставка — факт признания его творчества — состоялась в 1993. Часто техническое образование и артистические наклонности становятся причиной драмы в биографиях художников, но не в данном случае. Именно занятия астрономией и космонавтикой привели Виолу в искусство, когда он открыл для себя величавую, непостижимую красоту Вселенной. Ведь и Гагарин был потрясен ее ослепительным зрелищем, а для Леонова, писавшего картины с детства, настоятельной потребностью это стало именно после полета, когда он увидел Землю из космоса.

Пейзажи Виолы называют «телескопическими» по вполне понятным причинам: он «живописует», поэтизирует открывшееся ему мироздание, у него иная, чем у Леонова, проекция, космические красоты Земли он может показывать только виртуально.

Критики настойчиво пытаются найти стилистические, художнические истоки итальянского мастера и диапазон их сравнений неоправданно широк: немецкий экспрессионизм, вплоть до Клее, американский абстрактный экспрессионизм, включая Ротко, Гоген и т. д.; при этом совершенно игнорируются итальянские мастера ХХ в. Все упомянутые сопоставления основаны не на сути творчества Виолы, не на душевном посыле, а на внешнем пластическом сходстве: широкие цветные плоскости, резкие, словно разрезающие холст линии, но именно экспрессии — судорожного душевного напряжения, эмоциональной энергии — нет в этих отрешенно-холодных пейзажах. По своей содержательной сути они скорее близки итальянской метафизике — Кирико, Карра, Моранди, с их стремлением постигнуть невидимое, заглянуть за край очевидного. Еще более уместно вспомнить Лючио Фонтану, с его светоносными разрезами на холстах и идеей бесконечности; сами названия его работ — «Пространственная бесконечность», «Конец Бога», «Космическая среда» — могли вдохновить Виолу.

Главная тема Виолы — открывшаяся ему пугающая, жуткая безмерность Вселенной, ее мертвенная, холодная пустота. «Меня ужасает вечное молчание этих безграничных пространств… все возникает из небытия и уносится в бесконечность. Человек не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей», — писал в XVII веке Паскаль. Для человека XX — XXI веков мало что изменилось. Многие виды намеренно, может быть, под влиянием фотографии фрагментарны («Телец», «Великолепный IX», «Посланники»), но эти изображения и зрительно, и мысленно развиваются, «растут» в разных направлениях, у них нет границ. Виола любит высокую точку зрения, панорамный охват и часто строит пространство горизонталями (они-то и могут напомнить Ротко), идущими «из ниоткуда в никуда». Земля у него неуютна, необитаема, невозможна для жизни, деревья мертвы, обуглены, они не знак жизни, а знак смерти. Чаще всего Земля погружена в ночь: Франко любит фосфоресцирующе-зеленые, фиолетово-синие тона, густо коричневые, положенные ровными гладкими плоскостями. Этот образный мир напоминает антиутопии, вспоминаются постапокалиптические драмы— «Пикник на обочине» Стругацких («Сталкер»), «Дорога» Комака Маккарти (фильм Джона Хиллкоута). И все же есть в этой природе — до человека или после человека — гипнотическая, таинственная, трагическая красота.

Александр Батурин, старенький уже, бродил с палочкой, скамейкой и этюдником: «Сажусь. Пишу. За это время отдохнул и пошел дальше». Франко Виола пользовался для своих пейзажей фотографиями, сделанным со спутника. Батурин считал себя плохим, непоследовательным учеником своих великих наставников, потому что слишком, как он считал, был привязан к природе и внимателен к ее отзвукам в своей душе. Итальянский мастер во многих отношениях технологичен, не только потому, что техника привела его к живописи и была посредником между ним и его картинами, но и потому, что живую материю земли, света, неба, воздуха, да и своего воображения, он подчас обуздывает четкой линией, локальным красочным пятном, равновесием картинной плоскости.

Но этих двух мастеров, работавших каждый в своей «системе координат», неожиданно роднит высокий мистический порыв, стремление показать безмерность мироздания. Батурину, наверное, помогала вера, идеи русского космизма, наш современник, увы, мог опереться только на точное знание…

Пресс-секретарь Паноптикума INUTERO: +7 926–830–47–17.

Источник: пресс-релиз Паноптикума INUTERO

Фоторепортаж и подробный рассказ о выставке «Диалоги с природой» на форуме AI.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110520_inutero.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110520_inutero.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».