«Прогноз искусства: (не) случившееся будущее»
Параллельная программа выставки «Метель» в нижегородском филиале ГЦСИ
Современное русское искусство и современная литература успешно работают с будущим временем, постоянно делая попытки представить себе и нам итог развития происходящего «здесь и сейчас».
«Прогноз искусства: (не) случившееся будущее» — просветительский проект, состоящий из шести встреч с известными российскими художниками и писателями. Идея цикла, одной из смысловых составляющих проекта «Метель», посвящена параллелям между русским климатом и состояниями русской культуры и русского менталитета, попытке посмотреть и ощутить «возможное» и «реальное» будущее.
Каждый из приглашенных писателей (Андрей Рубанов, Дмитрий Быков) и художников (Дмитрий Гутов, Леонид Тишков, Сергей Шутов) в своих произведениях дал развернутый прогноз развития событий (во всевозможных планах — социальном, политическом, культурном, технологическом) и составил перспективную карту будущего.
Расписание встреч «Прогноз искусства: (не) случившееся будущее»:
- 5 мая: Дмитрий Гутов
- 12 мая: Леонид Тишков
- 19 мая: Андрей Рубанов
- 9 июня: Дмитрий Быков
- 19 июня: Сергей Шутов
Об участниках цикла:
Дмитрий Гутов — известнейший российский художник, участник более 80 выставок по всему миру, включая крупнейшие международные биеннале современного искусства в Венеции (1995, 2007), Стамбуле (1992) и Сан-Паулу (2002), «Документа XII» в Касселе (2007). Дмитрий Гутов известен как левый теоретик, увлеченный марксистской эстетикой М. Лившица. Искусство Дмитрия Гутова если и связано с размышлениями о будущем, то о том будущем, которое так и не случилось. Критически переосмысливая во многих своих работах — картинах, видео, инсталляциях — советскую эстетику 1960-х, художник делает предположение о том, «чем могло бы стать коммунистическое искусство — в свое время, будь у него соответствующая технологическая база» (Е. Деготь).
Леонид Тишков — классик российского современного искусства, автор большого количества картин, объектов, инсталляций, видео, перформансов, книг и книжных иллюстраций. Его работы хранятся в Государственном центре современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Музее современного искусства (MoMA, Нью-Йорк) и многих других мировых музеях. Леонид Тишков — участник крупнейших российских и международных выставок, включая 3-ю Московскую биеннале (2009) и 1-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2010). Своими произведениями художник создал целую Вселенную из различных миров, населенных мифическими существами («стомаками», «даблоидами», «водолазами») и сотканных из детских воспоминаний, которые фантазия художника достраивает до идеальной, сказочной формы. И в этом отношении искусство Леонида Тишкова — прекрасный повод к разговору о том, почему художник предпочитает работать с прошедшим, а не с будущим временем.
Андрей Рубанов — один из самых неординарных писателей современной России. Начавший как автор жестко реалистичных и во многом автобиографичных произведений («Сажайте, и вырастет», «Великая Мечта», «Жизнь удалась», «Готовься к войне!»), он перешел к созданию романов-антиутопий («Хлорофилия», «Живая земля», «Йод», «Психодел»), заставляющих вспомнить лучшие образцы мировой и отечественной фантастики. «В 2011-м Рубанов то, чем в 1961-м был Аксёнов, в 1971-м — Ерофеев, в 1981-м — Лимонов и в 1991-м — Пелевин: умный, остроумный, очень чутко слышащий, наглый — и при этом самоироничный нарцисс; все качества, необходимые для того, чтоб быть не просто “большим писателем”, а национальным достоянием» (Л. Данилкин).
Дмитрий Быков — «громозека» современной русской литературы, огромный и ужасный, бурлящий и неиссякаемый писатель, журналист, поэт, сценарист, кинокритик, телевизионный ведущий и школьный учитель-словесник. Автор 12 романов и 5 книг стихов. Лауреат нескольких литературных премий: международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких за романы «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД»; премии «Национальный бестселлер» и «Большая книга» за книгу «Борис Пастернак». Дмитрия Быкова знают все. Или хотя бы видели.
Сергей Шутов — фигура культовая, но в определенной степени маргинальная. Бывший хиппи, художник легендарного фильма «АССА», первый российский ви-джей (Клуб «Птюч», Москва, 1994). Живописец, график, автор объектов и инсталляций, произведений, созданных с помощью компьютерных технологий. Видеохудожник. Музыкант. Куратор выставок современного искусства. Участник большого числа выставок современного искусства в России и за рубежом, в том числе 3-й международной биеннале в Стамбуле (1992), 49-й Венецианской биеннале (2001) и выставки «RUSSIA!» (музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 2006). Работая со своими излюбленными сюжетами — космосом, научными открытиями и психоделическим опытом, художник тяготеет «к архаическим образам и материалам», которые он мастерски сочетает с «футуристическими новыми технологиями» (Е. Андреева).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110504_prognoz_iskusstva.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110504_prognoz_iskusstva.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.