Впервые в столице: Б. М. Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина»
Сегодня в 16.00 в филиале ГЦММК им. М. И. Глинки — Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина состоится презентация картины Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»
Сегодня, 29 апреля, в 16.00 в Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27, филиал ГЦММК им. М. И. Глинки) состоится презентация картины Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1921 года из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и откроется выставка. Картина экспонируется в Москве впервые.
На первом плане фигура Шаляпина во весь рост в шубе, подбитой бобровым мехом, в бобровой шапке. Распахнутую шубу придерживает манерным жестом правой руки с оттопыренным мизинцем. Левая рука опирается на трость. Фигура развернута в фас, голова — влево. Справа у его ног французский бульдог, слева на втором плане три фигуры в черном: Марина и Марфа Шаляпины и И. Г. Дворищин. На руках у Марины обезьянка. Фон портрета — ярмарочное гулянье с цирком, каруселью, балаганом, тройкой. У входа на ярмарку — афиша Шаляпина. Вдали постройки старинного русского города.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я видел
в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Как драгоценнейшее
достояние я храню в моем кабинете мой знаменитый портрет его работы».
Ф. И. Шаляпин «Маска и душа», 1932
Идея написать портрет Ф. И. Шаляпина возникла у Кустодиева еще в 1919 году, когда певец пригласил тяжело больного мастера делать эскизы декораций и костюмов для постановки оперы А. Серова «Вражья сила» в Мариинском театре. Шаляпин тогда пришел к художнику в его мастерскую на Введенскую улицу в шубе, которую получил вместо гонорара за участие в нескольких концертах. Могучий Шаляпин в этой шубе поразил воображение художника, и он уговорил певца позировать ему для портрета. Кустодиев работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы. По просьбе певца в портрет введены были фигуры Дворищина и двух дочерей. Мотив старого русского города, ярмарки и балагана навеян прежними работами художника — живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы (1910-е), а также декорациями к «Вражьей силе».
Мастер работал над портретом несколько лет, делая многочисленные эскизы и варианты. Портрет был закончен Кустодиевым в 1921 году и сразу же приобретен Шаляпиным, а в 1922-м Шаляпин увез его с собой за границу. В том же году Кустодиев сделал для себя авторскую копию картины и не расставался с ней до самой смерти. Сейчас она экспонируется в Государственном Русском музее. Оригинал, принадлежавший Шаляпину, хранился в его парижской квартире на авеню д’Эйло.
В марте 1968-го по просьбе дочерей Шаляпина Марфы и Марины портрет Кустодиева был принят на хранение в Ленинградский государственный театральный музей, а с апреля 1985 года выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Ф. И. Шаляпина в Петербурге.
Для Кустодиева портрет Шаляпина — первое и последнее обращение к личности артиста.
Еще одним подарком для москвичей и гостей столицы станет показ театральных эскизов Бориса Кустодиева к опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Эта коллекция из фондов ГЦММК им. М. И. Глинки также будет показана впервые.
Выставка открыта до 30 июня 2011 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110429_shaliapin_kustodiev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110429_shaliapin_kustodiev.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.