«Берега» Константина Коровина в Ярославле
Выставка в Ярославском Художественном музее к 150-летию со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) «Берега. Крым — Охотино — Франция»
Сегодня в Ярославском Художественном музее (Ярославль, Волжская набережная, 23) открывается выставка к 150-летию со дня рождения Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) «Берега. Крым — Охотино — Франция». Представлены полотна мастера из собраний Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль», Переславского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ивановского областного художественного музея, Вологодской областной картинной галереи, Ярославского Художественного музея.
Экспозиция представляет пейзажи, натюрморты и жанровые картины, созданные Константином Коровиным с 1888 по 1930-е годы в деревне Охотино (сейчас Переславский район Ярославской области), в Крыму, а также во время поездок и жизни в Европе. Живопись сочетается на выставке с фотодокументальным материалом, призванным расширить рассказ о «коровинских местах», представить круг друзей и соратников, посещавших художника.
Название выставки «Берега» не случайно. Для Коровина, самого блестящего и последовательного русского импрессиониста, чрезвычайное значение имело обретение своей природной натуры, своего обжитого и творчески освоенного места, дававшего возможность свободно работать и жить среди любимой природы.
Как для многих мастеров европейского искусства: для французских пейзажистов — Барбизон, для Ван Гога — Арль, для Гогена — Таити, для Константина Коровина его «берегом надежды» стали русская деревенька Охотино на переславской земле и Крым. Постройка дома в Охотино и дачи в Гурзуфе были для художника обретением своей «земли обетованной». Здесь он особенно самозабвенно работал и с любовью принимал друзей. Берега Черного моря и русской речки Нерли отразились в искусстве Коровина оригинальной тематикой, особо артистической живописной свободой выражения, упоительно радостным чувством жизни и оставили ряд произведений, которые относятся к творческим достижениям художника. Охотинские и крымские работы Коровина составляют самостоятельные разделы выставки.
Постоянным географическим ориентиром жизни и творчества Константина Коровина были Италия, Испания, Франция и особенно Париж. Начиная с 1885 года он почти ежегодно ездил во Францию. Париж стал последним пристанищем Коровина, когда в 1922 году он уехал из России. Личности и творчеству Коровина присущ особый артистизм, изящество и внутренняя свобода. Не случайно друзья-художники иной раз его называли «русским французом». Картины, написанные художником за границей, составляют важную страницу его творчества, отмеченную оригинальностью и новизной тем (например, ночной Париж), виртуозным мастерством исполнения. Особенный интерес представляют хранящиеся в Ярославском Художественном музее поздние картины 1920–30-х годов, последнего периода жизни и творчества мастера.
В парижском разделе выставки впервые представлено творчество Гали Соловьёвой-Барбизан (1904–1982). Два ее сохранившихся рисунка, любезно предоставила внучка художницы М. А. Соловьёва. Галина Николаевна Соловьёва, уроженка Ярославля, 49 лет своей жизни прожившая в Париже, оставила заметный след в культуре Франции, стала там видным литературоведом, искусствоведом и художником. Её знакомство и дружеские отношения с Константином Коровиным, приобретение его картин состоялись в 1930-е годы, а в 1959-м, посетив Ярославль, она подарила Ярославскому художественному музею 11 произведений Коровина, ставших единственными поздними произведениями художника в нашей стране.
Кураторы проекта — Л. Я. Битколова, И. Н. Кулешова, Л. Н. Макарова.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110401_korovin_yaroslavl.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110401_korovin_yaroslavl.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.