Выставка старинной японской фотографии периода Мэйдзи (1868–1912)
Сегодня в Государственном музее искусства народов Востока открывается выставка «Зерцало вкуса в эпоху перемен». В экспозицию входит около 80 снимков
Сегодня в Государственном музее искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12а) открывается выставка «Зерцало вкуса в эпоху перемен», посвященная старинной японской фотографии периода Мэйдзи (1868–1912). В экспозицию входит около 80 снимков.
Период Мэйдзи — переломный этап в истории Страны восходящего солнца. Прервав более чем двухсотлетнюю изоляцию, Япония в середине ХIХ века выходила на мировую арену и стремительно приобщалась к достижениям западной цивилизации. Во внезапно распахнувшиеся двери лавиной хлынули иностранцы, которые с не меньшим энтузиазмом открывали для себя новый «невиданный архипелаг».
Хорошо известно, какое огромное впечатление в то время произвели на Западе и японская гравюра, и изделия художественных ремесел. Однако незаслуженно забытым оказался тот факт, что открытие Японии совпало с быстрым развитием фотографии, которая торопилась освоить большой мир с помощью камеры. Фотография во многом стала символом выхода Японии из изоляции. Первые японские фотохудожники творили для того, чтобы рассказать гостям о культуре, быте, нравах и обычаях своей родины. Их снимки давали иностранцам возможность всмотреться в новую экзотическую страну, а японцам — продемонстрировать, сколь быстро они преодолевают стадию ученичества и осваивают технические новинки Запада.
На выставке впервые будет представлен особый камерный жанр студийной постановочной фотографии. Это своеобразный перечень обыкновений и типов той традиционной Японии, которая на пороге ХХ века постепенно уходила в прошлое. Главные герои фотосюжетов — это самураи и монахи, домашние хозяйки и гейши, обитательницы чайных домов, странствующие паломники, акробаты, актеры, люди разных профессий. Благодаря сохранившимся снимкам, у зрителя ХХI века появляется уникальная возможность почувствовать очарование деталей далекой, ни на что не похожей жизни. Он может увидеть то, что в действительности представало перед глазами наших дипломатов, моряков, коммерсантов, посещавших Японию в ХIХ столетии, и острее почувствовать реальность чудного и странного мира, претворенного в гравюре укиё-э (картины преходящего мира), с которой в период Мэйдзи и началось шествие японского искусства по всем странам и континентам.
Наряду с работами, созданными в студиях таких известных японских мастеров, как Кусакабэ Кимбэй (1841–1932), Огава Кадзумаса (1860–1929), Тамамура Кодзабуро (1856–1923 (?)), Судзуки Синъити I (1835–1919) и многих других, в экспозицию включены снимки трех западных фотографов — Феликса Беато (1832–1909), Адольфо Фарсари (1841–1898) и барона Раймунда фон Штилльфрида-Ратеница (1839–1911), чье творчество оказало большое влияние на становление и развитие японской фотографии. Все фотографии выполнены в технике альбуминовой печати и раскрашены от руки японскими художниками-декораторами, которые в период Мэйдзи работали в студиях как соотечественников, так и фотографов-иностранцев.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110323_japanese_photo_orientmuseum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110323_japanese_photo_orientmuseum.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.