ЦДХ: «От парсуны к персоне»
Участвуют современные художники, продолжающие традиции парсуны: Сергей Гавриляченко, Юрий Попков, Владимир Любаров, Александр и Наталья Пархоменко, Сергей Волков, Натта Конышева, Владимир Симонов и другие
Сегодня в ЦДХ открывается выставка «От парсуны к персоне», в которой участвуют современные художники, продолжающие традиции парсуны: Сергей Гавриляченко, Виталий Ермолаев, Николай Кириллов, Юрий Попков, Владимир Любаров, Александр и Наталья Пархоменко, Екатерина Корнилова, Андрей Ремнев, Сергей Волков, Натта Конышева, Владимир Симонов, Татьяна Стручкова. Живописцев объединяет следование традициям изобразительного искусства XVII — XVIII веков.
Парсуна — искажение слова «персона» — личность. Исторически парсуна представляет собой переходный этап от плоскостной иконы к объемному портрету. Наибольшее распространение она имела в Польше, Украине и в России допетровского и раннего петровского времени, сочетая объемное лицо и плоское «доличное» пространство (фигура, фон).
Современные художники тяготеют к этому жанру, лишь условно передающему портретное сходство.
Профессор Суриковского института Сергей Гавриляченко представляет свое известное полотно «Парижский мир». В образах его казаков улавливается параллель с классическим образцом украинской парсуны — «Казаком Мамаем». Виталий Ермолаев являет нашему взору парадный портрет Елизаветы Петровны и канонические парсуны. Сильны в творчестве художника и традиции украинской школы, трансформируемые фантазией живописца в жанр исторического анекдота.
Зрители увидят хрупкие картины-фантазии безвременно ушедшего талантливого художника Александра Пархоменко. Написанные в начале 1990-х, его полотна, словно застывшие сказки, рассказанные детьми прошлых эпох нашим современникам. Известный живописец Екатерина Корнилова, как и питерский художник Николай Кириллов, изображают своих неожиданных персонажей на черном фоне. Доцент института кинематографии Наталья Пархоменко представляет картины из серии «Девочки-бабочки». В портретной галерее Владимир Любаров запечатлел милых своему сердцу перемиловцев.
Татьяна Стручкова органично сочетает в своих полотнах объемность и плоскостность. Контрасты красного либо черного с белизной кожи акцентируют взгляд на лицах портретируемых, очаровывающих зрителя непосредственностью и обаянием. Необычен для кисти Юрия Попкова «Портрет неизвестного офицера», хотя парадный образ молодого человека и содержит присущую художнику монументальность и узнаваемую зеленовато-лазурную цветовую гамму.
Известный мастер Андрей Ремнев, работающий в технике яичной темперы, представляет, помимо замечательных портретов-парсун, полотно серии «Картинки из райка». Вдохновляясь старинной фотографией, Владимир Симонов создал цикл под названием «Дагерротипы», тяготеющий к ретроспекции. Не изменяя своей теме городского пейзажа, Сергей Волков представляет портреты, словно собранные из многоэтажных домов. Известная примитивистка Натта Конышева написала к выставке форматный портрет Саломеи.
Конечно, полотна названных художников нельзя считать абсолютными парсунами, но вдохновение наши современники черпают именно в эпохе первых шагов становления восточноевропейского парадного портрета.
Куратор выставки искусствовед Оксана Ермолаева-Вдовенко.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110322_cha_parsuna_persona.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110322_cha_parsuna_persona.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.