- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
«Художники свободы»: Анатолий Зверев и Владимир Яковлев
ARTinvestment.RU 11 марта 2011
Новая выставка в галерее «Дом Нащокина»: около ста живописных и графических работ Зверева и Яковлева из коллекции галереи и частных собраний
В галерее «Дом Нащокина» (Воротниковский пер., 12) продолжается выставка «Художники свободы», представляющая произведения знаменитых нонконформистов ХХ века — Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. В экспозицию вошло около ста живописных и графических работ из коллекции галереи и частных собраний. На выставке представлены уникальные биографические материалы, фотографии, посвященные художникам.
Анатолий Зверев широко известен в России и за рубежом как мастер свободной импровизации цветовых пятен и линейных ритмов. Владимир Яковлев — создатель лирически-наивных и в то же время экспрессивных работ, отражающих его своеобразный, глубоко ранимый внутренний мир. С разницей в несколько лет они стремительно вошли в художественную жизнь Москвы в 1950-е годы, когда в искусстве господствовал метод социалистического реализма. Однако и тот и другой выбрали для себя личную независимость как непременное условие свободного творчества.
Одаренный от природы Зверев рисовал с детства. По окончании ремесленного учебного заведения он поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, но вскоре был отчислен за вольный нрав и «неопрятный вид». В дальнейшем он работал уже как самостоятельный художник, раздвигая для себя горизонты «другого искусства».
Владимир Яковлев, внук живописца и театрального художника Михаила Николаевича Яковлева, в детстве и не мечтал стать художником. Интерес к изобразительному искусству пробудился в нем в юношеские годы. Свои «университеты» он проходил в издательстве «Искусство», где работал сначала курьером, а затем ретушером и хранителем фототеки.
Как и для многих художников их поколения, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве с его атмосферой открытости и прямого диалога разных культур окончательно похоронил миф о социалистическом реализме как единственно правильном художественном методе в искусстве. Творческим импульсом для Зверева и Яковлева послужило знакомство с современным западноевропейским и американским искусством.
Анатолий Зверев «развивался стремительно и неукротимо, непрестанно испытывая новые формы, сплавляя различные стили и художественные мировоззрения, и в этом ярком сплаве рождался бесконечно изменчивый, но всегда узнаваемый “зверевский стиль”. Сам образ жизни сделал его частью истории отечественного авангарда уже на рубеже 1950–60-х годов; из просто талантливого живописца Зверев превратился в символ свободного “неофициального” искусства».
Владимир Яковлев, пройдя через краткий период увлечения лирической абстракцией, обратился к фигуративному искусству, работая над созданием образов символико-медитативного характера. Однако важнейший этап становления Яковлева начинается с поиска индивидуального художественного языка, которому присущи внутренний надлом, повышенная эмоциональная напряженность, изломанность линий и ритмов. Живопись Яковлева — это мир незащищенной реальности простых предметов, фигур, животных и цветов, «каждый из которых был вариантом, или, точнее, зеркалом его внутреннего мира».
Для Зверева и Яковлева искусство было не столько способом существования, сколько смыслом и оправданием жизни. Будучи бессребрениками, они работали много и плодотворно. И не случайно каждый из них уже в начале своего творческого пути был отмечен знатоками и ценителями искусства. Зверева первым открыл преподававший во ВГИКе А. Румнев, человек высочайшей культуры. Чуть позже его работы начал покупать Г. Костаки, крупнейший коллекционер русского авангарда. Пополняя свое собрание произведениями современных ему художников, Костаки вскоре обратил внимание и на Владимира Яковлева. Талант этого начинающего художника отмечал и другой знаток русского авангардного искусства начала XX века, Н. Харджиев.
Зверев рано начал выставляться за рубежом. Благодаря известному французскому дирижеру русского происхождения И. Маркевичу его выставки в 1965 году с успехом прошли в Париже и Женеве. Известности Яковлева на Западе способствовали близкие друзья, и прежде всего Г. Айги. Первая персональная выставка художника состоялась в Копенгагене в 1976 году.
Официальное признание художников музейным сообществом стало возможным только в перестроечные годы. В 1990 году на выставку «Другое искусство» в Третьяковскую галерею Яковлева привезли из интерната, ставшего последним скорбным пристанищем художника. К этому времени Зверева уже не было в живых. И не случайно творческое наследие этих двух мастеров отечественного искусства представлено в наших крупнейших музеях далеко не самыми лучшими работами. Большинство из того, что было создано ими в наиболее плодотворный период творчества, сегодня находится в частных собраниях в России и за рубежом.
«Великое противостояние» официального и неофициального искусства, начавшееся в период хрущевской «оттепели» и продолжавшееся несколько десятилетий, породило многочисленные мифы о художниках, среди которых — миф о горьком пьянице и юродивом (Анатолий Зверев) и миф о полуслепом художнике, страдающем душевным недугом (Владимир Яковлев). Однако со временем эти, казалось, устойчивые стереотипы уступили место глубокому осмыслению искусства этих двух крупных мастеров, чья жизнь и творческая судьба была драматична, но не препятствовала творческому самовыражению. Сегодня Анатолий Зверев и Владимир Яковлев заняли свое общепризнанное место в истории русского искусства XX века.
На выставке демонстрируются документальные фильмы о Владимире Яковлеве и Анатолии Звереве.
Куратор выставки — Сергей Александров, известный коллекционер и исследователь творчества В. Яковлева и А. Зверева.
Выставка продлится до 10 мая 2011 года.
Источник:
Фоторепортажи Владимира Богданова, AI с выставки «Художники свободы» и обсуждение участников форума AI смотрите здесь:
Художники свободы. Анатолий Зверев и Владимир Яковлев в «Доме Нащокина».
Владимир Яковлев, репортаж с выставки «Художники свободы» в «Доме Нащокина».
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110217_zverev_yakovlev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110217_zverev_yakovlev.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"