«Художники свободы»: Анатолий Зверев и Владимир Яковлев
ARTinvestment.RU   11 марта 2011

Новая выставка в галерее «Дом Нащокина»: около ста живописных и графических работ Зверева и Яковлева из коллекции галереи и частных собраний

В галерее «Дом Нащокина» (Воротниковский пер., 12) продолжается выставка «Художники свободы», представляющая произведения знаменитых нонконформистов ХХ века — Анатолия Зверева и Владимира Яковлева. В экспозицию вошло около ста живописных и графических работ из коллекции галереи и частных собраний. На выставке представлены уникальные биографические материалы, фотографии, посвященные художникам.

Анатолий Зверев широко известен в России и за рубежом как мастер свободной импровизации цветовых пятен и линейных ритмов. Владимир Яковлев — создатель лирически-наивных и в то же время экспрессивных работ, отражающих его своеобразный, глубоко ранимый внутренний мир. С разницей в несколько лет они стремительно вошли в художественную жизнь Москвы в 1950-е годы, когда в искусстве господствовал метод социалистического реализма. Однако и тот и другой выбрали для себя личную независимость как непременное условие свободного творчества.

Одаренный от природы Зверев рисовал с детства. По окончании ремесленного учебного заведения он поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, но вскоре был отчислен за вольный нрав и «неопрятный вид». В дальнейшем он работал уже как самостоятельный художник, раздвигая для себя горизонты «другого искусства».

Владимир Яковлев, внук живописца и театрального художника Михаила Николаевича Яковлева, в детстве и не мечтал стать художником. Интерес к изобразительному искусству пробудился в нем в юношеские годы. Свои «университеты» он проходил в издательстве «Искусство», где работал сначала курьером, а затем ретушером и хранителем фототеки.

Как и для многих художников их поколения, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве с его атмосферой открытости и прямого диалога разных культур окончательно похоронил миф о социалистическом реализме как единственно правильном художественном методе в искусстве. Творческим импульсом для Зверева и Яковлева послужило знакомство с современным западноевропейским и американским искусством.

Анатолий Зверев «развивался стремительно и неукротимо, непрестанно испытывая новые формы, сплавляя различные стили и художественные мировоззрения, и в этом ярком сплаве рождался бесконечно изменчивый, но всегда узнаваемый “зверевский стиль”. Сам образ жизни сделал его частью истории отечественного авангарда уже на рубеже 1950–60-х годов; из просто талантливого живописца Зверев превратился в символ свободного “неофициального” искусства».

Владимир Яковлев, пройдя через краткий период увлечения лирической абстракцией, обратился к фигуративному искусству, работая над созданием образов символико-медитативного характера. Однако важнейший этап становления Яковлева начинается с поиска индивидуального художественного языка, которому присущи внутренний надлом, повышенная эмоциональная напряженность, изломанность линий и ритмов. Живопись Яковлева — это мир незащищенной реальности простых предметов, фигур, животных и цветов, «каждый из которых был вариантом, или, точнее, зеркалом его внутреннего мира».

Для Зверева и Яковлева искусство было не столько способом существования, сколько смыслом и оправданием жизни. Будучи бессребрениками, они работали много и плодотворно. И не случайно каждый из них уже в начале своего творческого пути был отмечен знатоками и ценителями искусства. Зверева первым открыл преподававший во ВГИКе А. Румнев, человек высочайшей культуры. Чуть позже его работы начал покупать Г. Костаки, крупнейший коллекционер русского авангарда. Пополняя свое собрание произведениями современных ему художников, Костаки вскоре обратил внимание и на Владимира Яковлева. Талант этого начинающего художника отмечал и другой знаток русского авангардного искусства начала XX века, Н. Харджиев.

Зверев рано начал выставляться за рубежом. Благодаря известному французскому дирижеру русского происхождения И. Маркевичу его выставки в 1965 году с успехом прошли в Париже и Женеве. Известности Яковлева на Западе способствовали близкие друзья, и прежде всего Г. Айги. Первая персональная выставка художника состоялась в Копенгагене в 1976 году.

Официальное признание художников музейным сообществом стало возможным только в перестроечные годы. В 1990 году на выставку «Другое искусство» в Третьяковскую галерею Яковлева привезли из интерната, ставшего последним скорбным пристанищем художника. К этому времени Зверева уже не было в живых. И не случайно творческое наследие этих двух мастеров отечественного искусства представлено в наших крупнейших музеях далеко не самыми лучшими работами. Большинство из того, что было создано ими в наиболее плодотворный период творчества, сегодня находится в частных собраниях в России и за рубежом.

«Великое противостояние» официального и неофициального искусства, начавшееся в период хрущевской «оттепели» и продолжавшееся несколько десятилетий, породило многочисленные мифы о художниках, среди которых — миф о горьком пьянице и юродивом (Анатолий Зверев) и миф о полуслепом художнике, страдающем душевным недугом (Владимир Яковлев). Однако со временем эти, казалось, устойчивые стереотипы уступили место глубокому осмыслению искусства этих двух крупных мастеров, чья жизнь и творческая судьба была драматична, но не препятствовала творческому самовыражению. Сегодня Анатолий Зверев и Владимир Яковлев заняли свое общепризнанное место в истории русского искусства XX века.

На выставке демонстрируются документальные фильмы о Владимире Яковлеве и Анатолии Звереве.

Куратор выставки — Сергей Александров, известный коллекционер и исследователь творчества В. Яковлева и А. Зверева.

Выставка продлится до 10 мая 2011 года.

Источник: domnaschokina.ru

Фоторепортажи Владимира Богданова, AI с выставки «Художники свободы» и обсуждение участников форума AI смотрите здесь:
Художники свободы. Анатолий Зверев и Владимир Яковлев в «Доме Нащокина».
Владимир Яковлев, репортаж с выставки «Художники свободы» в «Доме Нащокина».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110217_zverev_yakovlev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110217_zverev_yakovlev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх