Art Investment

«Святогорская галерея» в Пушкинском заповеднике

Выставка посвящена 174-й годовщине гибели поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михайловском. Представлены произведения художников XIX—XXI веков — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство

Сегодня в Пушкинском заповеднике (Псковская область, п. Пушкинские Горы, сельцо Михайловское) открывается художественная выставка «Святогорская галерея» из фондов музея. Экспозиция посвящена 174-й годовщине гибели поэта и 100-летнему юбилею первого музея в Михайловском и представляет произведения художников XIX—XXI веков, отображающих усадебную культуру пушкинского времени, образ поэта и его современников, поэтику мира природы и интерпретацию произведений Пушкина.

В центре композиционной структуры выставки — живопись и графика. Это портреты императоров и сановников, усадебный портрет, силуэт, графические и живописные виды столиц и Псковской провинции. Наибольший интерес в этой части выставки представляют парные семейные портреты князей Оболенских — Василия Петровича (1780–1834), генерала войны 1812 года, и его жены Екатерины Алексеевны, силуэт новоржевского помещика Ивана Львова, портрет неизвестной дамы 1810-х годов.

Особое место занимает иллюстративный изобразительный материал к произведениям А. С. Пушкина и русским сказкам. Он представлен именами классиков русской советской иллюстрации и художниками XXI века. В их числе выдающийся мастер русской гравюры В. А. Фаворский (1886–1964) и глубокий исследователь пушкинского творчества Ф. Д. Константинов (1910–1997), работавший в технике ксилографии, мастер литографий К. А. Клементьева (1896–1984). Знаменитые мастера книжной графики Н. В. Кузьмин (1890–1987) и П. Л. Бунин (род. 1927), рисунки которых всегда точны вплоть до малейших деталей. В этом же ряду замечательные интерпретаторы сказочного мира И. И. Ершов (1916–1985), Е. И. Пашков (род. 1920) и Е. В. Пашкова-Селиванова (1917–1971). Художники академической петербургской школы Р. М. Яхнин (1938–1997), признанный мастер книжной графики, и Н. А. Аксёнова, живописец-монументалист, создавшая в 2009 графический ряд иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Примером жанровой живописи на выставке, тема которой «Пушкин и няня», являются картины конца XIX века П. И. Геллера (1862–1933) и А. Ф. Пирашкова, написанные к 100-летнему юбилею со дня рождения поэта.

Довоенная художественная летопись музея-заповедника представлена работами М. М. Гохштейна (1872–1942), создавшего к юбилею 1937 года более 150 этюдов с видами Михайловского и Тригорского, картиной А. Г. Шибанова «Домик няни» (1936) и Б. В. Щербакова «Тригорское» (1935), а также работами К. Е. Максимова «Могила А. С. Пушкина у стены Успенского собора Святогорского монастыря» и «Савкина Горка» (обе — 1936).

О послевоенном Михайловском свидетельствуют работы А. Н. Михраняна (1894–1978).

Отдельную коллекцию в собрании изобразительного искусства составляет музейный усадебный пейзаж, широко представленный на выставке именами замечательных художников XIX—XXI веков. Это картины Г. Ладыженского, Б. В. Щербакова, А. И. Лактионова, Д. П. Бучкина, А. А. Мыльникова, А. К. Соколова, П. Т. Фомина, П. Д. Бучкина, С. Н. Репина, Л. В. Гервица, В. В. Лысюка, Б. М. Козмина, Э. Я. Выржиковского, В. Е. Попкова, А. К. Белова, В. П. Кранца, М. Л. Жуковой и других, запечатлевших пушкинские «подвижные картины» во все времена года.

Гармония стиха и прозаических строк Пушкина всегда вдохновляла художников различных направлений изобразительного искусства, в том числе и мастеров декоративно-прикладного направления. Открывают этот вид искусства часы петербургского художника Н. Г. Савиновой с сюжетными композициями «Окно» и «Ремонт храма», олицетворяющими быстротекущее время жизненного бытия и вечность движения в познании всего Сущего, отображенного в художественном мире творцов искусства и поэзии.

Характерным акцентом, отражающим быт усадебной культуры, являются представленные на выставке декоративные тарелки и блюда XIX века. К плеяде классиков декоративно-прикладного искусства относится московская художница и скульптор Р. М. Цузмер, посвятившая Пушкинскому заповеднику композиции «Осень в Михайловском» и «Памяти поэта».

Красота живописи и тонкий смысл сочетаются в произведениях художника Л. А. Соколова (1945–2010). Расписанные в сине-фиолетовой и темно-зеленой гамме объемные настенные тарелки, пластины и плакетка с изображением видов Михайловского, Петровского, Тригорского и Святогорского монастыря дают возможность соприкоснуться с неповторимым художественным миром, который вобрал в себя многие прекрасные традиции русского, и в первую очередь петербургского, искусства.

Лиричность пушкинской поэзии удивительно гармонирует с утонченностью лаковой миниатюры на выставленных шкатулках и плакетках работы художников Д. Н. Буторина, А. А. Дыдыкина, И. А. Дорофеева, Т. П. Лятова, А. И. Суслова (Палех); основоположника мстёрской лаковой миниатюрной живописи А. И. Брягина, А. Белокопытова, А. Н. Громова (Мстёра); В. Д. Пузанова-Молева (Холуй); Федоскинской артели и петербургских художников Пашковых, работающих в традициях палехской росписи. В них изумительным образом слились воедино черты древнерусской иконописи, академической станковой живописи и народного лубка.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, демонстрирует неизвестный автор федоскинской миниатюры с изображением сцены из пушкинской трагедии «Борис Годунов».

Образ поэта нашел свое воплощение и в пластике малых форм. В собрании Пушкинского заповедника хранятся предметы нумизматики, посвященные А. С. Пушкину. Это медали и еще более миниатюрные, но более массовые памятные сувениры — жетоны. Первая по времени медаль из коллекции музея относится к юбилейному 1899 году. Ее исполнил старший медальер Петербургского монетного двора М. А. Скуднов (1861–1916). На лицевой стороне он использовал портрет поэта, созданный С. З. Важениным для медали, учрежденной Академией наук в 1881 году, а на оборотной — рисунок живописца, академика М. Я. Виллие. Торжества, связанные с празднованием столетнего юбилея А. С. Пушкина, были отмечены появлением большого числа жетонов, выпущенных Петербургским монетным двором, частными фабриками и мастерскими. К сожалению, имена большинства художников, работавших над созданием этих памятников, не дошли до наших дней. Три представленных на выставке жетона пока остаются анонимными. Однако это не уменьшает их исторической и художественной ценности.

1960-е годы стали для советского медальерного искусства временем подлинного возрождения. Ряд произведений, принадлежащих этому времени, связан с пушкинскими местами. Пушкинскому заповеднику посвящен триптих художника-медальера Ленинградского монетного двора А. В. Козлова (1917–2000). На лицевых сторонах медалей изображен портрет поэта, на оборотных — виды «аллеи Керн» в Михайловском, «скамьи Онегина» в Тригорском и вид могилы А. С. Пушкина у стен Успенского собора Святогорского монастыря.

Пятидесятилетие музея-заповедника в 1972 году было отмечено появлением пушкинской медали работы известного гравера, скульптора, художника-медальера Ленинградского монетного двора Н. А. Соколова (1892–1974). Трудно определить прижизненный портрет поэта, послуживший оригиналом для оборотной стороны медали. Исследователи полагают, что это скульптурная интерпретация графических автопортретов поэта.

Пушкинская тема в медальерном искусстве последнего двадцатилетия разрабатывается достаточно широко. Преобладающее место среди сюжетов занимает портрет. В экспозиции представлено несколько медалей данного направления, исполненных к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

Современная зарубежная Пушкиниана представлена произведениями латвийского скульптора Виктора Сушкевича и неизвестного нам литовского медальера.

Выставка продлится до 10 марта 2011 года.

Источник: pushkin.ellink.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110210_svyatogory_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110210_svyatogory_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».