В Петропавловской крепости можно увидеть «Петербург глазами англичан»
На выставке представлено около 40 гравированных видов Петербурга, выполненных английскими художниками в XVIII — начале ХХ века
В Государственном Музее Истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин) открыта выставка «Петербург глазами англичан». В экспозиции представлено около 40 гравированных видов Петербурга, выполненных английскими художниками в XVIII — начале ХХ века, а также фотографии и изделия из фарфора. Изображения, демонстрирующиеся на выставке, отражают специфический английский взгляд на столицу Российской империи — Санкт-Петербург.
Первыми художниками новой столицы на берегах Невы были иноземцы. В их числе уже в XVIII веке в Петербурге работали и английские мастера. В частности, придворный гравер Джеймс Уокер: он познакомил русскую публику с новой техникой гравирования — меццо-тинто, не случайно получившей в России название «английской манеры».
Пасынком Уокера был рисовальщик и гравер Джон Аткинсон. Он создал одну из первых панорам Петербурга — из четырех листов, запечатлевших вид на город начала ХIХ века с башни Академии наук (Кунсткамеры). Панорамная серия была издана в 1805 в Лондоне с посвящением императору Александру I. Эти листы можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.
Виды Петербурга с конца XVIII и до начала XX века выполняли многие английские рисовальщики. Большинство этих работ было опубликовано в виде гравированных серий, выходивших самостоятельно или в составе альбомов и путеводителей по столице Российской империи. На выставке представлена подобная петербургская серия Джозефа Хирна, гравированная в Лондоне Томасом Мэлтоном в 1798–1790.
Особого внимания в экспозиции заслуживает первая календарная серия из двенадцати видов Петербурга, в которой каждый месяц года иллюстрирован соответствующим пейзажным видом города. Эта календарная сюита, известная под названием «Год в Санкт-Петербурге» или «Двенадцать месяцев», была гравирована Мэттью Дюбургом в 1812, а затем повторена Дюбургом и Кларком в 1815 для издателя и торговца гравюрами Эдварда Орма (1774–1848). Изображения на гравюрах удивляли и восхищали иностранцев не только архитектурными видами Петербурга, но и запечатленными на них зимними экипажами и городскими типажами. Все вышеназванные произведения выполнены в технике акватинты — разновидности офорта, передающей градации тона и напоминающей тем самым акварельную живопись.
Гравированные виды города также часто украшали собой путевые записки английских путешественников и книжечки-путеводители, выходившие в Лондоне и рассчитанные на британских путешественников и деловых людей, посещавших столицу Российской империи. Несколько таких изданий XIX — начала ХХ века вошло в состав экспозиции.
Выставка продлится до 27 февраля 2011 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110101_piter.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110101_piter.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.