«Фарфор и роза» в Государственном Эрмитаже
Экспозиция посвящена изображению розы в работах мастеров Императорского фарфорового завода с середины XVIII века до настоящего времени
В Государственном Эрмитаже, в Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Фарфор и роза» из традиционного цикла «Поднесение к Рождеству». Представлены произведения из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции ОАО «Императорский фарфоровый завод».
Экспозиция посвящена изображению одного из самых романтических цветов в работах мастеров прославленного завода с середины XVIII века до настоящего времени, демонстрирует различные приемы и стили в трактовке самого любимого цветка многих художников.
На Императорском фарфоровом заводе розы становятся излюбленным декоративным элементом, начиная с самых ранних предметов, выполненных для императрицы Елизаветы Петровны. Гирлянды лепных розочек украшают первый «Собственный» сервиз; розы «расцветают» в росписях золоченого чайного сервиза, которые были созданы в «виноградовский» период (по имени первооткрывателя фарфора в России — Д. И. Виноградова).
При Екатерине II розы являются неотъемлемым элементом в украшении вседневных сервизов (сервиз с розанами, сервиз с пурпурными розами); на фарфоре, имитирующем ткани — штофы и ситцы. Розы вплетаются в монограммы и орнаменты на чашках, вазочках и других подарочных вещах. Розами расписаны борта предметов свадебных сервизов великих княжон, дочерей Павла I. Герб с венком из белых роз, созданный для императрицы Александры Фёдоровны по проекту В. А. Жуковского, декорирует предметы сервиза «Александрия».
Уникальные росписи с неизменным включением роз отличают сервиз-дежене, вазы и цветники, исполненные Иваном Тычагиным, а также произведения одного из представителей династии фарфористов-цветочников Константина Красовского. Непревзойденного мастерства в изображении роз достигли и другие мастера Императорского фарфорового завода: В. Комаров, В. Фёдоров, М. Спиридонов, В. Дудин.
В советский период розы продолжали привлекать внимание художников. На раннем советском фарфоре у М. Адамовича, З. Кобылецкой, С. Чехонина они сочетаются с лозунгами и советской символикой. Для минимализма 1960-х годов характерны стилизованные цветы.
Не забыта роза и современными мастерами. Она используется как в массовой продукции Императорского фарфорового завода, традиционно отличающейся своим высоким качеством, так и в авторских произведениях, которые демонстрируют многообразие использования этого мотива на фарфоре, различные художественные приемы, виртуозное мастерство художников.
К выставке «Фарфор и роза» выпущен научный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа). Куратор выставки — Н. Петрова, старший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.
Выставка продлится до 3 апреля 2011.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101225_hermitage_farfor_i_rosa.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101225_hermitage_farfor_i_rosa.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.