Art Investment

Выставка «Веера взмах» в Российском этнографическом музее

В экспозиции представлено более 80 вееров из коллекции музея

Сегодня, 23 декабря, в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург, Инженерная, 4/1) открывается выставка «Веера взмах», представляющая 80 традиционных вееров. Всего коллекция вееров РЭМ насчитывает 130 единиц хранения. Это небольшое собрание рассказывает о бытовании разнообразных по материалам, конструкции и назначению вееров у народов России и сопредельных стран.

Среди экспонатов выставки основную часть составляют предметы, которые в полном смысле слова веерами не являются, а служили сметками для очага, «махалками» от пыли и насекомых, опахалами для раздувания огня в очаге у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Современное понятие слов «веер», «веерообразный» и словосочетания «в форме веера» связано с образом складных вееров. Веера этого типа появились в Японии в VIII — IX веках н. э. В начале XVI века складные веера стали изготавливать в Китае. Из Поднебесной они вскоре попали в Португалию. Европейцы по достоинству оценили конструктивную идею и дизайн и в последующие столетия стали отдавать им предпочтение.

Между тем история вееров других типов насчитывает тысячелетия. С древних времен люди воспринимали дуновение как сакральное действие, способное даровать жизнь, придавать силу, изменять судьбу. Пытаясь вызвать дуновение, они создавали различные конструкции из листьев, трав, перьев. В течение многих веков веера оставались спутниками человека при жизни и после нее, о чем свидетельствуют находки археологов в захоронениях Древнего Египта, Этрурии и Китая. Описания вееров встречаются в мифах и легендах, а веера, сохранившие архаичные формы, материалы и декор, до сих пор живут в культуре многих народов.

Форма веера всегда таит в себе символический смысл. Так, веер в форме флага во многих культурах ассоциируется с этим священным знаком верховной власти. Развевающееся знамя является атрибутом бога воздуха и ветра Вайю, занимающего одно из центральных мест в пантеоне индуистских богов.

Веер-секира по аналогии с этим видом холодного оружия может рассматриваться как символ полновластия, связанный с древними богами солнца и штормовых ветров, в индуистской традиции — с богом огня Агни.

В форме веера-листа читается мотив нераспустившегося лотоса: в индуизме это символ божественного и бессмертного начала в человеке, синоним совершенства. В культуре майя лотос воплощал идею возрождения. Складной веер-кокарда, экран которого в раскрытом виде образует круг, имеет второе название — «хвост павлина». В культуре народов Древней Индии, а позднее в Иране он является символом всевидящего солнца и вечных космических циклов.

Складные веера на знаковом уровне несут функцию благопожелания. В Японии, где они изобретены, их конструкция символизирует пожелание человеку раскрыть свои дарования и таланты так же, как раскрывается подаренный ему веер.

В коллекции Российского этнографического музея собраны традиционные веера народов Евразии XIX — XX вв. Это собрание характеризует быт таких народов Российской империи, как абхазы, адыгейцы, азербайджанцы, айны, буряты, грузины, кабардинцы, казахи, киргизы, негидальцы, ненцы, нивхи, орочи, осетины, самагиры, таджики, узбеки, уйгуры, ханты, манси, и якуты. Коллекцию дополняют веера из Афганистана, Ирана, Китая, Кореи и Японии.

Большая часть вееров коллекции РЭМ приобретена в экспедициях, некоторые получены в дар от частных лиц. Так, в 1919 Комиссариат промышленности и торговли передал в музей китайские веера из коллекции доктора Петра Викторовича Щусева (Петроград); в 1921 — китайские веера из Музея искусств (Петроград); в 1948 — десятки вееров из Музея народов СССР (Москва) после его расформирования. Этнографы собирали и изучали информацию о применении различных типов вееров у народов России.

Основу коллекции РЭМ составляют веера для раздувания огня. Многие народы почитали огонь как божество, как живое существо и поклонялись ему. С культом огня связан культ очага, в котором веер являлся священным очажным атрибутом. Домашний очаг отождествляли с понятием «жизнь», и не было проклятия более страшного, чем: «Да потухнет огонь в твоем очаге».

Веeра для раздувания огня в коллекции РЭМ представлены веерами-флажками, веерами секирообразной формы, круглыми берестяными веерами, а также веерами из перьев, бытовавшими у народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Веера народов Сибири из крыльев птиц представляют собой редкий тип опахала, известный по древним легендам и мифам. Перья в традиционной культуре многих народов символизировали магическую связь с миром духов, божественную власть и покровительство, а также очень часто возносящуюся молитву.

Волосяные опахала из хвостов коня, яка и других животных известны в культуре народов Евразии на протяжении тысячелетий. В буддийской культуре опахало из хвоста яка является тантрическим символом, атрибутом бодхисаттв.

В коллекции РЭМ хранятся десятки опахал, которые в разных регионах — на Кавказе, в Средней Азии и Сибири — использовали для отгона насекомых. Зимой сибирские охотники заметали опахалом следы на снегу. Однако оно имело не только практическое назначение. Так, в якутских сказаниях заложена идея космологического порядка, согласно которой конский волос символизирует связь с другим миром, является символом плодородия.

Во время якутского новогоднего праздника Ысыах для окропления кумысом огня и земли используют опахало с белыми волосом. При проведении церемонии благословения «алгыс» темным опахалом из конского волоса очищают, а белым — благословляют.

В начале ХХ века из Восточного Туркестана в музей поступили опахала из хвоста яка. Одно из них укреплено на посохе дервиша, который использовал его для того, чтобы очистить от насекомых место, куда он собирался сесть, дабы не причинить им вред.

Подобно другим изделиям традиционного искусства, веера имеют чрезвычайно устойчивое, постоянно повторяющееся декоративно-орнаментальное решение, означающее непрерывную связь прошлого, настоящего и будущего. Не случайно во многих культурах веер является символом жизни.

В 1980-е годы началась длительная работа по атрибуции, систематизации и реставрации вееров из собрания РЭМ, которая в настоящее времени в целом завершена. Были отреставрированы более 80 предметов, которые представлены на выставке, приуроченной к 30-летию работы в Российском этнографическом музее художника-реставратора высшей категории Елены Петровны Янковской.

Выставка продлится до 30 января 2011 года.

Источник: ethnomuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101223_veer.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101223_veer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».