«Андрей Рублёв. Подвиг иконописания» в Государственной Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   20 декабря 2010

Совместный проект Третьяковской галереи и ЦМиАР приурочен к 650-летию Андрея Рублёва. Впервые собраны вместе произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублёва или могли быть созданы в его ближайшем окружении

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, зал № 38) открывается выставка «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания». Совместный проект Третьяковской галереи и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва приурочен к 650-летию самого прославленного из средневековых русских художников. Впервые собраны вместе сравнительно немногочисленные, но исключительные по художественному качеству произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублёва или могли быть созданы в его ближайшем окружении.

Третьяковская галерея хранит самую значительную коллекцию работ Рублёва и его круга, остальные памятники рассредоточены по различным музейным собраниям страны. Увидев их в едином выставочном пространстве, посетители получат уникальную возможность составить максимально полное впечатление как о наследии самого мастера, так и о важнейшем этапе в истории русской художественной культуры.

Настоящая выставка во многом результат научной реконструкции, осуществленной исследователями и экспозиционерами, поскольку дошедших до нас исторических сведений о Рублёве и произведениях, авторство которых документально подтверждено, явно недостаточно для составления его полноценной творческой биографии. В этом состоит принципиальное отличие настоящего проекта от монографических выставок художников Нового времени, которым свойственна фактическая обстоятельность, позволяющая зрителям проследить все этапы и нюансы их творческого пути.

Празднование юбилея Рублёва, точное время рождения которого нам неизвестно, стало традицией с 1960 года, когда с беспрецедентным размахом было отмечено 600-летие со дня предполагаемого рождения живописца.

Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублёва, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. Самые ранние упоминания о нем можно найти в Троицкой летописи. Первое, под 1405 годом, — о работах над росписью великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле: «… а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андреи Рублёв, да того же лета и кончаша ю». Второе упоминание, под 1408 годом, гласит: «…мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже в Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андреи Рублёв». Позднее имя Рублёва исчезло со страниц летописей, но появилось в житиях прославленных русских святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. По свидетельству этих источников, выдающийся мастер вместе со своим «съпостником» Даниилом принимал участие в работах по украшению интерьеров белокаменных храмов — Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (около 1425) и Спасского в Спасо-Андрониковом монастыре (около 1427).

Опираясь на некоторые более поздние сведения, можно с большей или меньшей достоверностью установить еще несколько фактов творческой биографии художника — например, поновление им прославленной Владимирской иконы Богоматери (или создание списка с нее) и его участие в работе над росписью и, возможно, над иконами в кремлевском Благовещенском соборе после его обновления в 1416 году.

Большинство известных по историческим источникам произведений Рублёва утрачены, некоторые сохранились лишь в незначительных фрагментах. Поэтому исключительную ценность представляют свидетельства о принадлежности художнику иконы «Святая Троица» (ГТГ) из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и части сохранившихся росписей Успенского собора во Владимире.

Именно на основе анализа живописных приемов и особенностей образно-стилистического решения этих произведений исследователям удалось выявить ряд памятников, которые в настоящее время, несмотря на отсутствие документальных подтверждений, приписываются Рублёву. К их числу относятся прежде всего три знаменитые деисусные иконы из Успенского собора на Городке в Звенигороде (так называемый «Звенигородский чин», ГТГ), а также росписи этого храма, исполненные около 1400 года. Таким же образом были выявлены произведения, приписываемые ученикам и последователям Рублёва и художникам его круга. Сведения о работе Рублёва в Успенском соборе во Владимире и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры позволяют также предположить, что иконы из иконостасов этих храмов, частично представленные на выставке, могли быть выполнены в его мастерской или при его непосредственном участии.

Особый раздел выставки составляет группа списков с прославленной Владимирской иконы Богоматери, в той или иной мере близких к творчеству Андрея Рублёва и художников его круга. Самый известный из этих списков — икона из Успенского собора во Владимире (ВСМЗ), с большой долей вероятности исполненная самим Рублёвым либо в 1395 году в связи с перенесением древнего чудотворного образа из Владимира в Москву, либо около 1408 года, одновременно с работами во владимирском Успенском соборе.

Большой удачей выставки стало экспонирование множества фрагментов полностью или частично разрушенных росписей, относимых к творчеству Рублёва и его мастерской. Это 14 фрагментов фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде (около 1400), 44 фрагмента из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416), 35 фрагментов из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря (около 1427), а также снятая со стены роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря 1420–1430-х годов.

Наряду с Третьяковской галереей и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в выставке участвуют ведущие музеи страны — Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Сергиев-Посадский историко-художественный музей и Звенигородский историко-художественный музей. Представлены два фрагмента Царских врат (2-я четверть XV века) из собрания В. А. Логвиненко.

К выставке опубликовано фундаментальное, более чем 600-страничное издание — каталог-альбом, итог многолетних исследований ведущих специалистов в области древнерусского искусства.

Выставка продлится до 27 февраля 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101220_gtg_rublev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101220_gtg_rublev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх