Art Investment

Выставка фарфора в Русском музее

Сегодня, 11 ноября, в Государственном Русском музее (Строгановский дворец) открывается выставка «Фарфор завода князя Н. Б. Юсупова»

Сегодня, 11 ноября, в Государственном Русском музее (Строгановский дворец) открывается выставка «Фарфор завода князя Н. Б. Юсупова». Представлено около 200 произведений из коллекции Русского музея: сервизы, бокалы с портретами князя Юсупова, императора Николая I, императрицы Марии Федоровны, тарелки с цветами и фруктами и т. д. По составу и количеству экспонатов выставка является одной из самых значительных среди себе подобных.

Свое фарфоровое заведение Николай Борисович Юсупов начал с организации небольшой мастерской, которую в 1814 году разместил в одном из флигелей московского дома в Большом Харитоньевском переулке, а в 1818 году, уже в расширенном составе мастеров, перевел в усадьбу Архангельское.

Завод вошел в ряд художественных затей князя, которыми славилась его подмосковная усадьба Архангельское. Здесь удивляло всё. Театр с декорациями прославленного П. Гонзаго и труппой крепостных актеров, картинная галерея тщательно подобранных работ западноевропейских живописцев, коллекция эстампов, уникальная библиотека, отражающая не только художественные, но и научные интересы вельможи, оранжереи, в которых выращивались редчайшие экземпляры растений, и штат, как бы сейчас сказали, специалистов, обслуживающих княжеские затеи.

Интерес к фарфору возник у Юсупова задолго до основания собственного производства. Более восьми лет (1792–1800) он был директором Императорского фарфорового завода. Князь также приобрел для усадебной библиотеки пособие по изготовлению и росписи фарфора, изданное во Франции.

Состав художников фарфорового завода Юсупова формировался по принципу крепостных художественных коллективов того времени. Одаренные дворовые люди князя проходили специальную подготовку в собственной художественной школе, где преподавали приглашенные художники — профессионалы. Обучение было достаточно высокого уровня, благодаря чему вкус молодых художников воспитывался на лучших образцах классического искусства.

Производственный процесс на заводе Юсупова ограничивался созданием росписей на уже готовых формах. Формы (так называемое «белье») приобретались у владельцев лучших фарфоровых заводов России — Попова, Гарднера, Батенина, привозились из Франции.

Усилия мастеров направлялись на создание образцов «чистого» искусства. Заводские живописцы часто воссоздавали на предметах картины известных западноевропейских мастеров, станковые гравюры с архитектурными достопримечательностями, изображали Н. Б. Юсупова и других аристократов. Для росписи широко использовались иллюстрации к литературным произведениям, популярным в дворянской среде. Одним из наиболее часто используемых образцов служили таблицы ботанических атласов. Характерной чертой юсуповского фарфора является богатый стилизованный растительный орнамент, часто исполнявшийся золотом и придававший фарфору оттенок драгоценности.

Деятельность завода Н. Б. Юсупова можно разделить на два периода: первый (1814–1821), когда производство набирало силу, а крепостные художники постигали тайны живописи на фарфоре, и второй (1822–1831), который был ознаменован расширением производства и строительством нового заводского здания в Горятинской роще, вдали от усадебного дома. Управляющим заводом и «смотрителем» его живописной мастерской был француз из Севра А. Ф. Ламбер. Это самый плодотворный период в деятельности крепостных живописцев, создавших тогда наиболее значительные и совершенные произведения.

К этому периоду и относятся представленные на выставке произведения, и в первую очередь сервиз семьи Юсуповых с собственным гербом, а также изделия с портретами Николая I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны; сервиз с видами городов и крепостей, связанных с событиями русско-турецкой войны 1828–1829; серия декоративных тарелок «Розы». В фарфоровых произведениях отразилась и личная жизнь князя: в экспозиции представлены чашки с портретами крепостных актрис, к которым он «благоволил».

С 1823 года юсуповский фарфор начинают маркировать надписью, исполненной кириллицей, «Архангельское», или латиницей, «Archangelski». Марку наносили золотой или красной краской. Рядом ставили год, когда был расписан предмет. Тогда же фарфоровое заведение Юсупова все чаще стали именовать заводом. Как правило, фарфор создавался не для продажи: он преподносился на память гостям и друзьям князя, посылался в подарок царю и членам императорской фамилии, поэтому ценителями искусства крепостных мастеров был очень узкий круг аристократов. Исключением являются сделанные на заказ, а точнее по просьбе А. А. Аракчеева, тарелки, изобразившие виды Грузино, имения в Новгородской губернии, которое он очень любил.

Фарфоровое заведение Юсупова не похоже на русские фарфоровые производства XIX столетия, и в тоже время оно ярко характеризует дворянскую культуру своего времени. В 1831 году, после кончины князя, по распоряжению его сына Бориса Юсупова оно было ликвидировано как недоходное.

Экспозиция продлится до начала февраля 2011 года.

Источник: пресс-релиз Государственного Русского музея


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101111_gpm_porcelain.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101111_gpm_porcelain.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».