В Эрмитаже продолжается выставка «Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего (1610–1690)»
Выставка уникального эрмитажного собрания картин Давида Тенирса Младшего приурочена к 400-летию со дня рождения выдающегося фламандского художника
В Эрмитаже продолжается выставка «Фламандцы глазами Давида Тенирса Младшего (1610–1690)», приуроченная к 400-летию со дня рождения выдающегося фламандского художника. Уникальное эрмитажное собрание картин мастера — одно из лучших в мире, отличается тематическим разнообразием произведений и высоким художественным уровнем. Музей обладает тридцатью тремя картинами, созданными преимущественно в период расцвета деятельности живописца (1640–1650-е). Среди представленных на юбилейной выставке эрмитажных картин мастера немало подлинных шедевров. Они демонстрируют основные грани искусства Тенирса и позволяют раскрыть своеобразие его стиля.
Давид Тенирс Младший прославился как замечательный пейзажист и неистощимый на выдумку мастер сцен крестьянского быта, показавший неисчерпаемые внутренние возможности этого сюжета. Он стал продолжателем лучших традиций нидерландской жанровой живописи XVI века. Художник пользовался при жизни огромной славой. Он был обласкан сильными мира сего, которые буквально завалили живописца заказами. Покровителями Тенирса были эрцгерцог Леопольд Вильгельм и испанский король Филипп IV.
Художник родился в 1610 году в Антверпене в семье живописца и торговца картинами Давида Тенирса Старшего (1582–1649), учился у своего отца, в мастерской которого начинал свою деятельность в 1626 году. В 1632/33 годах Давид Тенирс Младший стал членом антверпенской гильдии св. Луки.
Молодой мастер работал в самых разнообразных жанрах, писал портреты исторических деятелей, групповые портреты членов стрелковых гильдий, религиозные, аллегорические и мифологические композиции, бытовые сцены, натюрморты, пасторали, пейзажи.
В начале 1630-х годов Тенирс испытывал влияние известного мастера бытовых сцен Адриана Браувера (1605/06–1638), о чем свидетельствуют «Крестьяне, играющие в кости». Но постепенно он перестал подражать Брауверу. Выработать свой стиль молодому живописцу помогло знакомство с творчеством Питера Брейгеля Старшего.
В определенном смысле Тенирс «породнился» с традицией брейгелевского искусства благодаря женитьбе в 1637 году на Анне Брейгель, внучке Питера Брейгеля Старшего и дочери Яна Брейгеля Бархатного (1568–1625). Основную часть приданого Анны составили картины и рисунки ее деда и отца. Изучение этих работ имело решающее значение в развитии жанровой живописи Тенирса.
В год женитьбы на Анне Брейгель Тенирс написал первую картину на сюжет «Крестьянская свадьба». До наших дней дошли еще пять его композиций на эту тему, в том числе и эрмитажная, исполненная в 1650 году. В них Тенирс, основываясь на брейгелевской традиции, показывал за столом невесту одну, без жениха. Подобно Брейгелю, он смотрит на своих героев с легкой иронией. Неслучайно во многих его работах, в том числе в пяти эрмитажных, непременным элементом является прикрепленный к стене рисунок мужской головы. Он служит своеобразной визитной карточкой Тенирса и воспринимается как дополнительный, помимо подписи, авторский знак.
С 1637 года начался зрелый этап творчества мастера. Тенирс создавал мирные, спокойные по характеру картины, в которых нет агрессивных персонажей и конфликтных ситуаций; предпочитал изображать происходящее действие не в интерьере, а на открытом воздухе, на природе («Крестьяне, играющие в шары»). Создавая летопись фламандского быта, художник со знанием дела красочно и подробно передавал сцены деревенского труда — уборку урожая, стрижку овец, охоту, рыбную ловлю, беление холстов, уход за домашним скотом и многие другие, а наряду с этим — отдых крестьян (в Эрмитаже хранятся две композиции 1646 и 1648 годов на сюжет «Деревенский праздник»).
В 1640-е годы происходила трансформация стилистических приемов мастера. В это время Тенирс стремился к простоте, уравновешенности и ясности композиции. На смену монохромной живописи, доминирующей в 1630-е годы, пришел яркий, сочный колорит с золотистым тоном. Позднее, в 1650-е годы, золотистый тон постепенно сменился более изысканным, серебристо-голубоватым. В сложившейся в эти десятилетия художественной манере мастер работал до конца жизни.
Представления Тенирса о современном художнике-жанристе выразились в эрмитажной картине «Живописец в своей мастерской» (1641). Полемизируя с коллегами, идеализирующими свой облик, он противопоставил им образ художника-реалиста, работающего с натуры, но доверяющего прежде всего своему видению мира.
К бесспорным шедеврам Тенирса относится «Групповой портрет членов стрелковой гильдии Oude Voetboog («Старый арбалет») в Антверпене», написанный в 1643 году. Важная особенность эрмитажного произведения заключается в том, что групповой портрет (в картине насчитывается около двухсот персонажей) помещен художником в городской пейзаж, три четверти пространства которого занимает архитектура. Доминанта архитектурных форм отличает эрмитажное полотно от аналогичных по сюжету, но более ранних по времени групповых портретов Франса Халса и Рембрандта, в работах которых преобладали портретные задачи. Для Тенирса заказ гильдии явился первой большой и ответственной работой, с которой он блестяще справился. Картину поместили в зале заседаний здания гильдии «Старый Арбалет». Создание столь престижного полотна выдвинуло Давида Тенирса Младшего в первый ряд фламандских живописцев.
Достигнув поры расцвета, в 1646 году художник написал большое, монументальное полотно «Кухня» — еще один шедевр эрмитажного собрания. Произведение синтезирует в себе бытовой, аллегорический, портретный жанры и натюрморт. Сюжет «Кухни» дал Тенирсу возможность изобразить в единой композиции аллегорию сразу четырех стихий. Земля и Вода представлены плодами, дичью и различными видами рыб. Огонь — жаровней на столе и очагом. Воздух олицетворяет фигура сокольничего с соколом в руке.
В 1651 году Леопольд Вильгельм назначил Давида Тенирса Младшего придворным художником и хранителем пинакотеки. Мастер с семьей переехал в Брюссель, где сразу приступил к выполнению многочисленных обязанностей. Он участвовал в приобретении картин, составил подробную инвентарную опись художественных произведений, воспроизводил шедевры коллекции на картинах. Леопольд Вильгельм дарил изображения своей пинакотеки членам императорской семьи, находившимся в Вене и Мадриде, тем самым способствуя славе и популярности живописца.
В 1651 году по поручению Леопольда Вильгельма Тенирс побывал в Англии. В Лондоне он, вероятно, видел один из трех вариантов аллегорического портрета кисти Антониса ван Дейка «Леди Венеция Дигби в виде Благоразумия» (около 1633–1641). После этой поездки Тенирс создал композицию «Аллегория благоразумия, побеждающего земную суету». Морально-назидательные мотивы характерны не только для этой картины мастера. Так, тема преодоления чувственных соблазнов возникает в произведениях Тенирса, посвященных образу св. Антония. Две эрмитажные композиции на сюжет «Искушение св. Антония» — иконографические (в особенности изображение в них «нечистой силы», ведьм, демонов, фантастических животных), восходят к произведениям Иеронима Босха (1450–1516), но по-своему трактуются Тенирсом. Если образ главного героя, созданный Босхом, наделен мужественностью и непоколебимостью духа, то в эрмитажных произведениях Тенирса св. Антоний производит впечатление безвольного, слабохарактерного старика.
Следует отметить еще одну область творчества художника. Во Фландрии на протяжении всего XVII века были популярны изображения церковных интерьеров. Тенирс нередко писал для них стаффаж, «оживляя» фигурками людей пустое пространство. Эрмитажный «Интерьер антверпенского собора» является образцом подобной работы Тенирса и Петера Неффса Младшего (1620 — после 1675).
Пасторальные сцены, являющиеся разновидностями бытового жанра, представлены на выставке парными картинами мастера «Пастушок» и «Пастушка» (1650-е). Их персонажи кажутся юными актерами, одетыми в театральные костюмы и умело исполняющими порученные им роли. Обаяние юности, восхитительно переданное художником, спасает здесь Тенирса от появившейся позднее излишней сентиментальности в трактовке персонажей.
Творчество Тенирса завершило блистательное развитие фламандской живописи XVII века и во многом предвосхитило стиль тех художников-жанристов начала XVIII столетия (прежде всего Антуана Ватто), которые работали преимущественно в малых формах станковой живописи. Наследие Тенирса чрезвычайно велико. В каталогах музеев и частных галерей упоминаются сотни работ художника.
К выставке подготовлен научный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2010). Автор каталога и куратор выставки Наталья Павловна Бабина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения.
Выставка продлится до 16 января 2011 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101105_tenirs.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101105_tenirs.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.