В Эрмитаж привезли шедевр Тициана
В рамках цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» из Лувра на временную экспозицию привезено полотно Тициана Вечеллио «Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с кроликом)»
ТИЦИАН Мадонна с младенцем и Святой Екатериной(Мадонна с кроликом). 1525-1530
Холст, масло. Лувр, Париж
Источник:
В Новом Эрмитаже (зал 233, Итальянские кабинеты) открылась новая выставка из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»: «Тициан. Мадонна с младенцем и Святой Екатериной (Мадонна с кроликом) из коллекции Лувра, Париж».
Представленная на экспозиции «Мадонна с младенцем и Святой Екатериной» венецианского живописца Тициана Вечеллио была выбрана не случайно: при кажущейся простоте и безыскусности, в небольшой картине сплелись новаторские, живые и оригинальные идеи, родившиеся и окрепшие в венецианской живописи в самом начале XVI столетия. Новое направление, возникшее в искусстве, проложило дорогу пейзажу как самостоятельному жанру. Картина Тициана — квинтэссенция нового понимания места человека в мире, которое отчетливо проявилось в искусстве Венеции в первом десятилетии XVI века. Начало этому положил Джорджоне (1477/1478–1510). За свою короткую жизнь он сумел заронить семена, быстро давшие обильные всходы: в ничтожно короткий по историческим меркам срок — два десятилетия — венецианская живопись сумела достичь удивительной, изумлявшей современников вещественности, убедительности в передаче не только физического совершенства человека, но движений его души, равно как и состояния природы.
Тициан написал «Мадонну с кроликом» в начале 1530 года: сохранилось письмо Джамбаттисты Малатесты, поверенного в делах герцога Мантуанского в Венеции, к Федериго II Гонзага, в котором он сообщает своему государю, что «Мадонну с младенцем и Святой Екатериной» художник обещал закончить к Пасхе. Есть и документ, датированный мартом того же года, удостоверяющий оплату заказа.
Живописное произведение из Лувра можно рассматривать как дань уважения Джорджоне, старшему другу и учителю: в нем Тициан как будто прощается с прекрасным миром, открывшимся ему в юности. Никогда больше не напишет он такой безмятежной идиллической сцены, никогда не сможет вернуться в ту идеальную Аркадию, которую когда-то создавал вместе с Джорджоне.
Почти столетие «Мадонна с младенцем и Святой Екатериной» оставалась собственностью семьи Гонзага (она упоминается в составленном в 1627 году инвентаре этого богатейшего собрания), пока герцог Винченцо II не решился расстаться с ней и еще несколькими работами великих мастеров Возрождения — Мантеньи, Косты, Перуджино; все они были подарены кардиналу Ришелье. После смерти кардинала в 1642 году владельцем картины стал его наследник, герцог Ришелье. Однажды, играя с Людовиком XIV партию в мяч, герцог в азарте поставил на кон свою коллекцию и, проиграв, вынужден был уступить 25 картин королю за 5000 ливров. Так «Мадонна с кроликом» перешла во французское королевское собрание и в настоящее время хранится в Лувре.
Знаменитый французский музей предоставил это выдающееся художественное произведение в знак признательности за экспонирование в Париже в прошлом году картины Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» из собрания Государственного Эрмитажа.
Кураторы выставки — Ирина Сергеевна Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, и Жан Абер, хранитель венецианской живописи XVI века, Лувр, Париж.
Произведение Тициана будет экспонироваться в Эрмитаже до 12 декабря 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101028_tician_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101028_tician_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.