«Янтарь в древних культурах. Художественные произведения из собрания Эрмитажа» в Калининграде
На выставке представлено 367 экспонатов: изделия из янтаря от V тысячелетия до н.э. до эпохи Великого переселения народов и вещи, которые окружали янтарь, подчеркивая особую роль этого материала в культурах человечества
В Калининградском областном музее янтаря открылась выставка «Янтарь в древних культурах. Художественные произведения из собрания Эрмитажа», на которой представлено 367 экспонатов.
По мнению одного из ведущих исследователей янтаря Карла Бека, в Европе насчитывается более пятидесяти разновидностей фоссилизированных смол, которые называются янтарем. Самая известная его разновидность — балтийская — на просторах Евразии оставалась и по сей день остается одним из самых распространенных. Природа наделила янтарь не только красотой, но и таинственным блеском и удивительной притягательной силой. Именно поэтому о янтаре сложено столько легенд и мифов.
Когда-то на небе было два солнца. Одно из них было очень тяжелым, и небо не выдержало этой ноши. Солнце упало и разбилось о подводные морские скалы, и с тех пор море выносит его кусочки на берег. Так рассказывает о происхождении янтаря древняя прибалтийская легенда.
Греческая мифологическая традиция связывала янтарь с застывшими слезами Климены и гелиад, жены и дочерей бога солнца Гелиоса. Оплакивая сына и брата Фаэтона, они вросли в землю и превратились в тополя, с веток которых капали слезы, от солнечной жары твердевшие и превращавшиеся в янтарь.
Старая литовская легенда рассказывает, что янтарь — это слезы морской богини Юрате о погибшем возлюбленном, простом рыбаке Каститисе. Дошедшие до нас названия этого удивительного камня связаны с его необычными качествами. Германцы называли его «блестящим камнем», эстонцы — «камнем моря», литовцы по имени моря «балтасом»; часто обитатели побережья Балтики называли его «горючим камнем» или «морским ладаном».
Сведения о янтаре, о местах добычи и путях его проникновения на территорию Древней Греции и Древнего Рима можно встретить у античных авторов — Геродота, Страбона, Плиния, Тацита. В «Одиссее», описывая убранство покоев Менелая — царя Спарты и супруга Елены, Гомер наряду с золотом, серебром и слоновой костью называет янтарь. Плиний, римский писатель I в. н.э., янтарь — солнечный камень — называл «золотым горящим камнем», способным отвратить сглаз от их хозяев. Янтарь по представлениям древних обладал не только магическими, но и весьма разнообразными целебными свойствами. В старинных книгах можно найти более полусотни рецептов лекарств, приготовленных из янтаря. В Средние века его, измельчив в порошок, использовали для приготовления лекарственных средств и благовоний — отсюда и родилось слово «амброзия».
Выставка «Янтарь в древних культурах. Художественные произведения из собрания Эрмитажа» посвящена не только янтарным вещам, которые были найдены при археологических раскопках поселений, курганов, могильников, но и вещам, которые окружали янтарь, подчеркивая особую роль этого материала в культурах человечества. География находок простирается от лесной зоны Восточной Европы, Кавказа и Причерноморья до Сибири, откуда происходят самые загадочные из них. Огромен и хронологический диапазон выставки — от V тысячелетия до н.э. до эпохи Великого переселения народов. Неудивительно, что каждая находка вызывает пристальный интерес историков-археологов: за ними скрывается история народов, их политических взаимоотношений и торговых контактов.
Первые находки янтарных изделий связаны с культурными слоями верхнепалеолитических стоянок в Пиренеях, Моравии, на территории современных Австрии, Англии, Румынии и Украины. Первые янтарные фигурки — медведя и лошади — найдены на территории современной Польши и относятся к эпохе мезолита (X-VII тысячелетия до н.э.).
В культурах каменного века лесной зоны Восточной Европы янтарные изделия встречаются начиная с VI тысячелетия до н.э. Широкое применение прибалтийского янтаря для изготовления украшений и произведений мелкой пластики приходится на конец IV — середину II тысячелетия до н.э.
Украшения из янтаря балтийского происхождения представлены в памятниках скифской культуры, датируемых серединой VII — первой половиной VI в. до н.э., которые найдены как в Приднепровской лесостепи, так и на Северном Кавказе. Золото и бронза с их теплым желтым цветом сопровождали янтарь в скифскую эпоху. Изделия из янтаря в археологических памятниках Сибири и Центральной Азии — находка чрезвычайно редкая. Обнаружение нескольких сотен янтарных бусин в царской могиле раннескифского времени около поселка Аржан (Республика Тыва) вызвало большой интерес. Особенно после того, как было определено, что этот янтарь имеет балтийское происхождение. Янтарь здесь, очевидно, представлял большую ценность. Подтверждение тому — Знаменский клад, состоявший из ювелирных изделий, среди которых особое место занимают подвеска и бусина из янтаря.
Представляется неслучайным выбор янтаря для талисмана в виде фигурки льва из кургана «Большой» около Армавира (Прикубанье).
Выставка проходит в рамках программы «Эрмитаж в Калининграде». Перед посетителями выставки открывается возможность заглянуть в далекое прошлое, узнать о людях и событиях древних эпох. Идет время, но изделия и украшения из балтийского янтаря по-прежнему сопровождают нас, неизменно оставаясь притягательными. А вещи древних эпох впервые вернулись на родину — в янтарный край.
Выставка продлится до 12 декабря 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101009_yantar_v_kaliningrade.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101009_yantar_v_kaliningrade.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.