Выставка произведений Бориса Смирнова в «Галеев Галерее»
Экспозиция посвящена творчеству известного советского архитектора, рисовальщика, проектировщика и иллюстратора Бориса Смирнова
Сегодня, 6 октября, в «Галеев Галерее» начинает свою работу выставка «Борис Смирнов (1903—1986): архитектор, дизайнер, график».
Выставка открывает новые грани таланта известного художника советского стекла и керамики Бориса Александровича Смирнова. Несколько лет назад один из проектов «Галеев Галереи» был посвящен его фотоискусству 1930-40-х годов — той части его творчества, которая побудила известного искусствоведа А. Д. Боровского назвать Смирнова преждевременным концептуалистом. В истории искусства так часто случается: художника «прописывают» по одному цеху, забывая или не замечая, что он талантлив и в других, подобно тому как актера используют в одном однажды успешном амплуа: актер-злодей или актер-герой…
Выпускник архитектурного факультета Академии художеств, воспитанник И. Фомина, Г. Косякова и О. Мунца, Смирнов добился известности как практик, имея за плечами построенные объекты, оказавшиеся предметом ожесточенной критики в 1936 году во время обсуждения статьи «Какофония в архитектуре» в газете «Правда». Кинотеатр, возведенный по его проекту в городе Брянске (1932), и по сей день входит в реестр памятников отечественного конструктивизма.
Отлученный от архитектуры за свои «штукарства» и «трюкачества» (из лексикона печати того времени), Смирнов, по примеру многих своих коллег — «вынужденных изгнанников», работал где придется: проектировал акушерские кровати, зрительские кресла для кинотеатров, разрабатывал «новый метод расчета кривых видимости для стадионов». Параллельно Смирнов работал и как книжно-журнальный график. Им было создано множество обложек, иллюстраций для частных (во времена НЭПа) и государственных издательств. Список заказчиков разнообразен: Academia, Гослитиздат, Главсевморпуть, Госстройиздат и даже экзотический «Трест заводов слабого тока». В знаменитом ленинградском Детгизе, наряду с работой иллюстратора в журналах «Чиж» и «Еж», ему довелось разрабатывать фирменные бланки и логотипы этих изданий (1930-е годы).
Ранее, на финише НЭПа, Смирнов успешно разрабатывал фирменный стиль для ряда организаций (АО «Металлограф», «Эксперимент-фильм»). Искусством создания логотипа, фирменного знака, Смирнов овладел по необходимости, но этот опыт сыграл определенную роль в его дальнейшей эволюции.
Академический рисунок — та область знания и навыков, которая является необходимым и достаточным условием для практикующего художника. Начиная с середины 1920-х годов Смирнов рисовал, постоянно видоизменяя свой стиль, обнаруживая новый уровень понимания задач рисовальщика. Такая фундаментальная подготовка пригодилась ему после войны, в период становления школы советского художественного стекла, «отцом» которой, по общепризнанному мнению, Смирнов и является.
Смирнов — архитектор, рисовальщик, проектировщик, иллюстратор, а сейчас бы подытожили: дизайнер (тогда такого термина еще не было) — вот предмет выставки в «Галеев Галерее», открывающей публике еще одно имя из истории искусства довоенного периода. К выставке подготовлен альбом произведений Б. А. Смирнова из архива семьи художника.
Выставка продлится до 1 декабря 2010 года.
Источник: пресс-релиз «Галеев Галереи»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101006_galeev_gallery_smirnov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101006_galeev_gallery_smirnov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.