Art Investment

В Музее истории религии открывается постоянная экспозиция «Религии Востока»

В состав нового раздела постоянной экспозиции музея войдут подлинные шедевры сакрального искусства стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии

Сегодня, 28 сентября, в Музее истории религии в Санкт-Петербурге открывается новый раздел постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм».

Сложилось так, что в Музее истории религии никогда не существовало открытого специального раздела экспозиции, посвященного религиям стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Коллекции фонда «Религии Востока» никогда не были представлены широкой публике. Лишь небольшая часть экспонатов — то, что сегодня мы назвали бы фондом открытого хранения, — была доступна ограниченному кругу посетителей, в основном специалистам — исследователям, сотрудникам других музеев и др. Отдельные экспонаты демонстрировались на временных выставках.

В новом разделе экспозиции в трех залах представлено более 800 памятников. Такое количество подлинных вещей одновременно редко экспонируется в современных музеях. Однако раздел предельно насыщен не только экспонатами. На различных носителях в музейных залах представлен максимально полный объем информации о религиях Востока — буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме, синтоизме. Информативно и нестандартно дизайнерское решение пространства. Многообразная картина религиозной жизни стран Южной, Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии обусловила структуру экспозиции.

Первый зал знакомит с основными этапами развития буддизма, значением образов будд и бодхисаттв, другими сюжетами. В зале воспроизведены обстановочные сцены «Комната ламы», «Созерцание гневного божества Ваджрабхайравы», «Праздник будды грядущего Майтреи», дизайн которых был разработан ещё в 1930-е годы бурятскими художниками-ламами совместно с учеными-востоковедами. В отдельной витрине представлена панорама «Мистерия цам» (ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, а также на севере Индии). Один из разделов экспозиции посвящен тибетской медицине.

Подлинной жемчужиной экспозиции стала модель алтаря буддийского храма. В центре композиции — Будда в самбхогакае (теле блаженства). Он изображен в «одеянии принца» — в короне, серьгах, богатом оплечье, с браслетами на руках и на ногах. Будду окружают фигуры архатов (учеников Будды, достигших просветления). Перед священными изображениями располагаются чаши для подношений, сосуды для святой воды, мандала (жертвенное блюдо), курильница с благовониями, буддийские символы — Семь драгоценностей, Восемь счастливых эмблем. Алтарь украшен «знаменами победы». В экспозиции разработан световой сценарий, представляющий буддийское учение о космосе. Рядом с этим разделом помещается макет интерьера буддийского храма Санкт-Петербурга.

С сюжетами, связанными с жизнью основоположника буддизма царевича Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) знакомит буддийская свитковая живопись XIX — XX веков — танка, широко представленная на экспозиции («Нисхождение Белого слона», XIX в.; «Рождение Бодхисаттвы», XIX в.; «В кругу благородных женщин», XIX в.; «Колесо бытия», XX в. и др.). В том же зале можно увидеть атрибуты и одеяния буддийских монахов; изображения архаических божеств, культ которых сохранялся наряду с буддизмом, а также скульптуры Будды (XIX — XX вв.), поступившие в коллекцию музея из Тайланда, Шри-Ланки, Камбоджи и Мьянмы. Отдельного внимания заслуживают памятники из буддийского культового комплекса Кара-Тепе (II — IV вв.), привезенные сотрудниками Музея истории религии из экспедиций, проводившихся на территории современного Узбекистана.

Второй зал посвящен религиям Индии. Здесь находятся предметы, знакомящие с происхождением и основными течениями крупнейшей в мире национальной религии — индуизма, корнями уходящего в древнюю ведийскую религию. На экспозиции демонстрируются скульптурные изображения божеств ведийского пантеона — Индры, Сарасвати и др. В ходе становления индуизма культ этих божеств отошел на второй план, их место заняли Брахма, Вишну и Шива. С вишнуитской и шиваитской мифологией знакомят экспонируемые в зале произведения индийской скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Другие экспонаты зала — традиционные музыкальные инструменты, маски, амулеты, ритуальные колокольчики, светильники —вводят в мир индуистской обрядности. У народов Южной Азии широко распространены многочисленные региональные культы. В экспозиции широко представлены памятники, рассказывающие о многообразии народных верований.

Экспонируемые в третьем зале уникальные свитки отражают многоликость и разнообразие религиозных верований Китая и Японии, где на протяжении столетий соседствуют буддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Интересны китайские лубки из коллекции академика В. М. Алексеева, собранные им в начале XX века в Китае. В их сюжетах отразились народные представления о земном счастье и благополучии. Поражает своими художественными достоинствами скульптура, представляющая основателя даосизма Лао-цзы и даосских бессмертных в сценах, связанных с фантастическими историями их жизни. Замечательно по красоте вышитое полотно «Три бога счастья». Привлекает внимание макет алтаря будды Амиды.

Экспонаты помещены в витрины, имитирующие фасады буддийских храмов. В интерактивном пространстве зала каждый посетитель может прокрутить молитвенные барабаны с написанными на них мантрами (молитвами).

Вместе с новым разделом экспозиции для посетителей вновь откроется раздел «Сукхавати — Чистая земля будды Амитабхи» («Буддийский рай»), представляющий собой объемный макет Чистой земли будды Амитабхи. Макет занимает 12 кв. м. В его оформлении используются особые световые эффекты, раскрывающие смысл всей композиции.

Источник: пресс-релиз Музея истории религии


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100928_religion_history_museum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100928_religion_history_museum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».