Art Investment

Искусство Зазеркалья

В Вене проходит выставка художников из Северной Кореи

«Зачем?..» По словам директора Музея прикладных искусств Вены Питера Ноевера (Peter Noever), именно этот вопрос чаще всего задают об устроенной им выставке пропагандистского искусства Северной Кореи. Экспозиция под названием «Цветы для Ким Ир Сена. Искусство и архитектура из КНДР», открывшаяся в мае — прямо в разгар международного конфликта по поводу предположительного уничтожения КНДР корабля, принадлежащего Южной Корее, — возмутила многих критиков, назвавших затею в лучшем случае сомнительной.

Самой известной в мире формой искусства Северной Кореи являются знакомые по телетрансляциям танцевальные и физкультурные парады, поражающие своими масштабами (в них могут участвовать до ста тысяч взрослых и детей!) и причудливой хореографией. Венская выставка позволяет взглянуть с близкого расстояния на тоталитарную эстетику этого Зазеркалья, где большинство населения живет на грани голода, в постоянном страхе репрессий, включающих принудительный труд и пытки.

На суд посетителей музея представлены более ста картин и акварелей из собрания главного музея КНДР, Корейской художественной галереи в Пхеньяне. Такого количества произведений за границу республика раньше никогда не посылала. Неестественно жизнерадостные полотна по большей части выполнены в веселых, ярких тонах; мастерство исполнения замечательное, однако круг сюжетов строго ограничен. Трудолюбивые крестьяне и сталелитейщики, швеи и дворники — все прямо-таки лучатся от радости; упитанные дети смеются, озаренные ослепительным солнечным светом... «Мы самые счастливые дети в мире», — гласит одно сюрреалистическое название. Работа, созданная в 2000 году, всего через несколько лет после пика страшного голода, унесшего жизни трех миллионов корейцев, изображает дородного Ким Чен Ира, приподнимающего крышку парящего котла в кухне, где на столах лежат сочные куски мяса и фрукты. Рядом стоят два повара в белых колпаках и армейский офицер. «Верховный главнокомандующий Ким Чен Ир очень беспокоится о том, как едят солдаты»...

Большинство работ были выполнены в последние 10 лет. Идиллические пейзажи, уличные сцены и изображения корейцев у себя дома экспонируются открыто, а вот монументальные портреты Ким Чен Ира и его отца, «Великого Вождя» Ким Ир Сена, висят в углу, отгороженные веревками и под стражей, чтобы никто ненароком не подошел близко. «Мы здесь затем, чтобы никто не повредил картины», — говорит один охранник.

Помимо защиты этих произведений, которые в КНДР считаются национальными сокровищами, музей делает все возможное, чтобы соблюсти максимальную корректность в отношении Северной Кореи. Ни выставка, ни двухсотстраничный каталог не содержат ни намека на какую-либо критику в отношении сюжетов картин и политики государства. Музей организует симпозиум, в котором будут участвовать специалисты по северокорейскому искусству и политике, но это мероприятие состоится лишь накануне закрытия выставки (5 сентября).

«Многие хотели, чтобы мы поставили эти произведения в контекст, но совершенно ясно, что в таком случае мы просто не смогли бы провести выставку», — признался Питер Ноевер в одном интервью. Каталог приводит слова министра культуры КНДР, который надеется, что выставка «углубит взаимопонимание» двух стран и будет способствовать дальнейшему культурному обмену между ними, однако авторов картин, как утверждает музей, в Австрию не выпустили.

«Можно ли назвать этичной демонстрацию пропаганды диктаторского режима?» — спросил у куратора выставки Беттины М. Бюссе (BettinaM. Busse) корреспондент из Чехии. Под светом телекамер (дело было во время пресс-показа выставки 18 мая) Бюссе ответила: «Кажется, тему выставки не поняли. Мы говорим лишь о культуре». Немецкая газета DieWelt не согласилась, назвав экспозицию «бесстыдной». По словам критика, известное нам искусство «режима террора» лежит за пределами каких-либо признанных норм.

Сами северокорейцы сначала не могли понять, чем их искусство так привлекательно для жителей Австрии. «Это долго было для них загадкой, — говорит Ноевер. — Меня очень интересуют художники, которые находятся далеко [от мира искусства] и культуры, о которых мы почти ничего не знаем, о которых у нас мало информации». Организация выставки стоила ему четырех визитов в Пхеньян (первый из которых состоялся аж в 2003-м) и долгих переговоров. Кстати, КНДР одолжила произведения совершенно бесплатно.

За три дня до открытия выставки к Ноеверу пришел северокорейский посол в Австрии. Он в очередной раз спросил, зачем музей устраивает это мероприятие. «Корейцы волновались, — заявляет директор. — Боялись, что выставка направлена против их страны».

В Австрии же Ноевера обвиняют в стремлении «облагородить» режим Пхеньяна. Министерство финансов, которое обычно страхует одолженные государственными музеями работы из заграничных собраний, отказалось поддерживать его мероприятие. «Выставка демонстрирует скрытую симпатию [к КНДР], — заявил представитель министерства Даниэль Капп (Daniel Kapp), — и министр финансов постановил, что мы не будем в этом участвовать».

Фурор также вызвало опубликованное в каталоге эссе Ноевера, в котором он сокрушается, что «мы смотрим на мир сквозь призму западной идеологии, которая затуманивает, а то и совсем искажает наше восприятие других культур», и призывает посетителей выставки «навсегда распрощаться с евроцентризмом и культурным империализмом». Выставка, по его мнению, доказывает, что «культурные различия можно преодолеть с помощью взаимоуважения».

Ноевер, занимающий пост директора музея уже 24 года, очень жалует нестандартные проекты. До его прихода Музей прикладного искусства, основанный во времена империи в 1864 году, представлял собой пыльный склад; Ноевер оживил экспозицию, демонстрируя по соседству с мебелью в стиле бидермейер и мамлюкскими коврами произведения Дональда Джадда (Donald Judd) и Дженни Хольцер (Jenny Holzer). Он экспонировал работы советских художников и открыл центр в Лос-Анджелесе; кроме того, он планирует оборудовать в одной из венских зенитных башен эпохи Третьего рейха пространство для показа современного искусства. «Ноевер не глупец, — говорит венская ежедневная газета Die Presse, — скорее главный в Австрии представитель левацкого “радикального шика”».

Выставка Ноевера вряд ли поможет КНДР завоевать за рубежом новых сторонников, но многие эксперты-кореисты утверждают, что она может содействовать диалогу между странами, хотя на многое надеяться тут не стоит. «Очень важно разрабатывать культурные проекты вместе с разными странами, даже если нам не нравится их режим, — говорит Джейн Портал (Jane Portal), глава азиатского отдела Музея изящных искусств Бостона и автор книги о северокорейском искусстве. — Такое сотрудничество лучше, чем полный отказ от общения».

Несмотря на то, что Австрия поддерживает санкции против Пхеньяна, введенные в ответ на его ядерные испытания, у нее с КНДР отношения особые. Долгое время она была главным поставщиком люксовых товаров для северокорейской элиты. Об этом говорится в воспоминаниях некоего полковника из КНДР, вышедших из печати в марте этого года. Офицер был ответственным за эти покупки, пока не сбежал в Австрию. В прошлом году итальянские полицейские задержали одного австрийского посредника, собиравшегося купить две яхты для Ким Чен Ира. Впрочем, северокорейцев привлекает в Вене не только шопинг. За последние десять лет Пхеньян отправил 17 студентов учиться премудростям дирижерского мастерства в знаменитый Университет музыки и исполнительского искусства.

Венский музей «поблагодарил» северокорейцев за такую привязанность, дав выставке лукавое название «Цветы для Ким Ир Сена». В 1965 году президент Индонезии Сукарно показал «Великому Вождю» орхидею-гибрид, которую было решено окрестить «кимирсенией». В 1988-м был выведен новый тип бегонии, которой дали имя «кимченирия». Ее еще называют «бессмертным цветком». В Северной Корее регулярно проходят фестивали, посвященные этим цветам; сделанные из шелка «кимченирии» и «кимирсении» украшают вход на выставку.

«Северные корейцы не понимают, что [в название мероприятия] заложена ирония, — говорит Джейн Портал. — Хотя многие посетители выставки считают его шуткой. Можно находить это смешным или странным, но мы видели это все в коммунистических и тоталитарных обществах: вспомните Советский Союз, нацистскую Германию, Китай... [Северная Корея] — последний образчик этого строя, последний бастион, который обязательно падет. Поэтому очень важно показывать [свидетельства о нем], хранить их для будущих поколений.

Источники: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100821_north_korean_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100821_north_korean_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».