«Синие носы» в галерее М&Ю Гельман
Сегодня, 7 августа, в галерее М&Ю Гельман открывается выставка видеофильмов творческого объединения «Синие носы» (художники Александр Шабуров и Вячеслав Мизин)
Сегодня, 7 августа, в галерее М&Ю Гельман открывается выставка видеофильмов творческого объединения «Синие носы» (Александр Шабуров и Вячеслав Мизин). В рамках «Политического и туристического видео» художники показывают программу фильмов, снятых за последний год.
Александр Шабуров о выставке: «Суть видеопрограммы такова. Мы — художники. Занимаемся так называемым “современным искусством”. Термин этот условен. “Современное искусство” ничем от просто “искусства” не отличается. Только тем, что начало использовать виды и технологии, появившиеся за рубежом в XX веке (фото, видео, акции, инсталляции). Стало мультимедийным по форме (то бишь “многотехнологичным”) и исследовательским по содержанию. Если раньше было важно, кто ты — “график ”, “скульптор” или “живописец ”, то сейчас ты должен владеть разными технологиями. Или даже использовать наемных рабочих.
Важнее, что ты хочешь сказать.
С этим тоже все просто. “Искусство” отличается от “дизайна” сверхзадачей. Это не украшение интерьера, но исследовательская практика. Часть познавательной деятельности. Художник окунается с головой в телевизор, коллективное бессознательное, культурные традиции или жизнь социальных низов и пытается хоть что-то понять и метафорически выразить. Или сделать вид.
Предмет нашего исследования таков.
В России “современное искусство” возникло как элитарный проект, ориентированный на экспорт и никак не связанный с традиционной и массовой культурами. Не понятный никому вне узкого профессионального сообщества. Как сфера развлечения советской “западнической” интеллигенции, а потом — местной “компрадорской буржуазии”. Возможно ли расширить круг его адресатов? Возможно ли вывести более демократичный гибрид, адаптированный к условиям окружающей среды? Искусство, воспринимаемое не только на международных выставках, но и у себя дома. Не только интеллектуалами, но и обывателями.
Задача архиважная.
В результате мы создали более популистский, “народнический” вид современного искусства. Или “очень современного” (по выражению критика Е. Дёготь). Низкотехнологичного по форме и остро социального по содержанию. И с неизменным успехом апробировали его на многих выставках, никому не отказывая. На выставки с маленьким бюджетом (куда не зовут художников, чтобы они монтировали свои шедевры на месте) снимали видеоработы. Элементарно: посылаешь диск — там его вставляют в проигрыватель и проецируют на любую стенку.
“Видеоарт” тоже пришлось изобретать заново.
До этого видеоискусство было длинным, нудным и неинтересным даже специалистам (с чем посетители клуба “Синефантом” хорошо знакомы). Мы недолго думали, в какую сторону его перенаправить. Соревноваться с голливудскими боевиками по числу спецэффектов сочли бессмысленным. И изобрели способ производства “видеарта” почти без монтажа. А порой даже без видеокамеры (“Устное кино”).
Свой метод делать “видео на коленке” преподавали в разных институциях и институтах. В российской глубинке (в Новосибирске, Новокузнецке, Кемерово и других городах) и за рубежом (в Швейцарии, Франции и Норвегии). Таким же макаром снимали милицейские сериалы, а также рекламу, заказанную водкой “Абсолют”, сумками “Шанель” и заводом “Сваровски”. Опирались на интернет-фольклор — ролики, размещаемые на “Ютубе” и “Рамблер-видео”.
Теперь переходим к содержанию.
Здесь мы тоже нашли опору в местных традициях. “Абстрактного минимализма” и без нас хватает. Он и в Челси навевает тоску. Что у нас за спиной уникального имеется? Отечественная традиция гласит: “поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”. Со времен критического реализма, “передвижников” (далее везде) русское искусство было социально ориентированным и общественно значимым. Общением с обществом. “Проводником актуальных социальных идей” (Л. Толстой).
Только “современное искусство” про то позабыло.
Парадокс: в то время как за рубежом художники старались дистанцироваться от “общества потребления”, наши всеми фибрами души стремятся туда влиться. Изготовить что-нибудь большое и блестящее, чтоб какой-нибудь житель Рублёвки купил и у себя в бассейне повесил. За рубежом весь “контемпорари-арт” — “левый”, а у нас прямо наоборот.
Исключения, конечно, имеются. Однако отечественные варианты “левого” современного искусства — “левые” по содержанию, но не по форме. Никто за пределами собственной тусовки не в силах разобраться в них. Этим они невыгодно отличаются, например, от фильма С. Эйзенштейна “Броненосец Потёмкин”. В чем его величие? В авангардной форме — ответят кинолюбители и будут неправы. Стоит пересмотреть фильм, и вы увидите, что формализма там нет и в помине. Из монтажных аттракционов — лишь один (с поднимающими голову львами). А в остальном — наоборот: простота формы и ясность изложения идеи. Хоть сейчас на заводах показывай!
В общем, у нас все чаще просили видео для выставок, посвященных политическим проблемам. Войне в Ираке. Выборам Медведева. “Лихим 1990-м”. Отношениям России и Польши. Или отчего мурманскому флоту выгоднее в Норвегии стоять. Часть из них мы покажем на этот раз. Заодно представим наш рецепт, каким должен быть “социально близкий” соотечественникам видеоарт.
Он таков.
Демократизм формы: наше ноу-хау — не хай-тек, а тяп-ляп!
Социальная актуальность: утром в газете, вечером в видеоарте или лайтбоксе!
Популизм содержания: чтоб было интересно и пионерам, и пенсионерам.
Главное — ясность и простота изложения смысла. Ибо если твой “месседж” не достигает адресата — то это не “месседж”, а пшик себе под нос!
Данная выставка предваряет видеоретроспективу “Синих носов”, которая пройдёт на “Винзаводе” в сентябре. На ней будет представлено все видео, снятое нами за прошедшее десятилетие, — от первых опытов до работ учеников».
Выставка видеоарта «Синих носов» продлится до 31 августа.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100807_sinie_nosy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100807_sinie_nosy.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.