«Севр. Современный фарфор» в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже открыта выставка, демонстрирующая работы сорока авторов, чьи творческие поиски и идеи воплотились в севрской керамике
В Государственном Эрмитаже, в Большом зале Дворца Меншикова открыта выставка «Севр. Современный фарфор», демонстрирующая работы сорока авторов, чьи творческие поиски и идеи воплотились в севрской керамике. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с «Севр — город керамики» (Севрская национальная мануфактура) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и коммуникаций Французской Республики в рамках программы «Год России во Франции и Год Франции в России. 2010».
Основанная около 1740 года и никогда не прерывавшая своей деятельности Севрская мануфактура на протяжении многих лет тесно связана с Россией, с Русским императорским двором. Благодаря дипломатическим подаркам, официальным заказам, приобретениям частных лиц — коллекционеров и ценителей фарфора, в Эрмитаже сложилось одно из лучших в мире собраний севрского фарфора XVIII — начала XX века.
У каждой эпохи свои критерии и оценки произведений искусства. Севрские художники и мастера всегда следовали моде, следили за вкусами общества. В разнообразных фарфоровых изделиях находили свое воплощение многочисленные творческие идеи, технические и научные достижения. Как в прежние времена, так и в наши дни, керамика Севра — это результат сочетания знаний и опыта мастеров и воображения художников. Она привлекает оригинальностью, качеством изготовления, смелыми нововведениями, о чем свидетельствуют около ста работ, показанных на выставке, — скульптуры, вазы, настольные украшения и декор для предметов, входящих в столовые сервизы.
«Этюд с натуры» Луиз Буржуа, находящийся на постоянной экспозиции в Эрмитаже и сделанный из синей резины, предстал на выставке во всем блеске двадцати четырех карат золота.
Исключительная белизна севрского бисквита (неглазурованного фарфора) нашла свое воплощение в изготовленных в натуральную величину фарфоровых санях работы Натали Талек. Из бисквита сделан и замысловатый по форме «Дракон в облаках» Клеменс Ван Лунен. Он смонтирован из нескольких фрагментов, изготовленных самой художницей.
В керамике сочетания разных жанров приводят к оригинальным решениям. Прекрасный образец — тарелка формы XVIII века, лежащая на искусно выполненных из бисквита камнях, траве и жабах. Ее автор — Хосе Леви, чьи интересные произведения на грани скульптуры и декоративно-прикладного искусства изготавливаются на Севре с 2007 года. «Ваза с ребенком» — еще один пример его творчества.
Придумывая множество форм и декоров, над созданием ваз — важной части продукции мануфактуры — работали лучшие скульпторы и живописцы. В 1994 году итальянский архитектор и дизайнер Этторе Соттсасс создал серию из четырнадцати ваз, носящих имена знаменитых женщин. На выставке можно видеть «Лауру» и «Саломею». «Лаура» близка к классическим формам, «Саломея» содержит черты конструктивизма. Все части, соединяющие вазы, подвижны. Гармоничным соединением фарфора и красного стекла отличается ваза «Рабаба» того же автора.
На протяжении трех последних десятилетий визитной карточкой современного севрского фарфора являются «странные и драгоценные» чайники Адриана Сакса, который в 1985 году изобрел девять способов их декора в технике «обман зрения». Так, чайник «2CV» выполнен в стиле «псевдодерево».
Сервизы всегда были особой гордостью Севрской мануфактуры. Для изготовления тщательно продуманных фарфоровых ансамблей, состоящих из множества предметов, привлекались лучшие художники и мастера. На протяжении многих лет севрские художники приглашались для работы в Россию на Императорский фарфоровый завод и частные мануфактуры. В начале XXI века для росписи севрского сервиза «Диана», двенадцать тарелок из которого представлено в экспозиции, были взяты эскизы русского художника Эрика Булатова. Главная особенность этого сервиза — тарелки, не имеющие бортика («Марли»); такая форма появилась в начале XX века.
Оригинальность обеденного сервиза «Наслаждения гарпий», декор для которого создан Франсуазой Куардон, заключается в разноцветной окраске оборотных сторон тарелок с абсолютно гладким, ровным бортом. Розовый цвет использован в тех тарелках, где изображены гарпии; зеленый — там, где в декоре господствует листва. Другие цвета предназначены для блюд: фиолетовый — для дичи, белый — для рыбы или сыра, коралловые оттенки для омаров и супа.
Настольные украшения — «сюрту», часто сопутствующие сервизам, представлены композициями «Египетские руины» Анны и Патрика Пуарье, «Созвездия» Хауме Плензы, изделиями Джима Дина.
Куратор выставки — Ян Эрвинович Виленский, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка открыта до 12 сентября 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100620_sevr_porcelain.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100620_sevr_porcelain.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.