«Советское фотоискусство 60–70-х»
ARTinvestment.RU   28 мая 2010

Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка «Советское фотоискусство 60–70-х»

Сегодня, 28 мая, в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Болотная наб., 3, стр. 1) открывается выставка «Советское фотоискусство 60–70-х».

Проект «Фото 60–70» из Антологии Русской Фотографии ХХ века, представленный Фотогалереей имени братьев Люмьер в апреле — мае 2008 года в ЦДХ и вызвавший большой резонанс среди профессионалов и любителей советской фотографии, показал, насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий — времени, когда репортажная и клубная фотография переживала небывалый расцвет. За четыре года была проделана большая исследовательская работа, результатом которой стала выставка «Советское фотоискусство 60–70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотомастеров тех лет.

  • АЛЕКСАНДР АБАЗА Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода. 1973
  • АНДРЕЙ КНЯЗЕВ Зимний вечер с музыкой. 1960-е

Готовя это проект, организаторы выставки выбирали знаковые фотографии, определяющие авторский стиль, художественный почерк каждого фотографа, своеобразные эмблемы своего времени. Это позволяет с уверенностью сказать, что данное собрание будет диктовать стиль фотографических коллекций — музейных или частных, ориентированных на этот период фотоискусства.

На выставке представлено более 350 фотографий 70 авторов — в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: ТАСС, АПН. При выборе авторов организаторы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех.

Шестидесятые — время надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, — создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.

Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима», 1965) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.

  • ИВАН ЛУНЬКОВ Зима. 1965
  • ЯКОВ ХАЛИП Язык племени Майя разгадан. 1962

Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю. Кривоносов «В северном море». 1964). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках Владимира Богданова «Не мое собачье дело» (1960-е), Игоря Гневашева «Воскресенье» (1965), Дмитрия Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) — гоголевская ирония и внимание к деталям.

Актуальным направлением того периода становится фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) — эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций.

  • ЮРИЙ КРИВОНОСОВ В Северном море. 1964
  • ЮРИЙ АБРАМОЧКИН Хлеб целины. 1964

Особенно часто фоторепортеры 60–70-х обращались к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые годы дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопаткой (В. Лагранж «Бабуся». 1961), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа». 1970) или играют в хоккей (В. Лагранж «Вратарь». 1961).

Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от этого не менее, а возможно, и более ценными.

Кураторам выставки «Советское фотоискусство 60–70-х», удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 1960–70-х годов, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.

Выставка продлится до 1 августа 2010 года.

Источник: пресс-релиз Центра фотографии имени братьев Люмьер


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100528_foto_60_70_lumiere.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100528_foto_60_70_lumiere.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх