«Советское фотоискусство 60–70-х»
Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка «Советское фотоискусство 60–70-х»
Сегодня, 28 мая, в Центре фотографии имени братьев Люмьер (Болотная наб., 3, стр. 1) открывается выставка «Советское фотоискусство 60–70-х».
Проект «Фото 60–70» из Антологии Русской Фотографии ХХ века, представленный Фотогалереей имени братьев Люмьер в апреле — мае 2008 года в ЦДХ и вызвавший большой резонанс среди профессионалов и любителей советской фотографии, показал, насколько высок сегодня интерес к фотонаследию тех двух десятилетий — времени, когда репортажная и клубная фотография переживала небывалый расцвет. За четыре года была проделана большая исследовательская работа, результатом которой стала выставка «Советское фотоискусство 60–70-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер, собравшая работы лучших фотомастеров тех лет.
Готовя это проект, организаторы выставки выбирали знаковые фотографии, определяющие авторский стиль, художественный почерк каждого фотографа, своеобразные эмблемы своего времени. Это позволяет с уверенностью сказать, что данное собрание будет диктовать стиль фотографических коллекций — музейных или частных, ориентированных на этот период фотоискусства.
На выставке представлено более 350 фотографий 70 авторов — в основном московских фоторепортеров, работавших для ведущих информационных служб: ТАСС, АПН. При выборе авторов организаторы руководствовались не географическим принципом, как могло бы показаться, а высокой степенью профессионализма, качеством работ. Высокая планка, заданная лидерами в сфере информации, большая практика, а также престижные выставки, в том числе и международные, в которых они принимали участие, стимулировали фотографировать не просто хорошо, а лучше всех.
Шестидесятые — время надежд и всеобщего ощущения свободы, когда удавка идеологии была слегка ослаблена, — создали новый формальный язык, новые жанры и тематику в фотографии. Это время экспериментов и новаторства. Впервые в советской фотографии появляется интерес к человеку с его частными переживаниями, эмоциями. Фотографы стремились к чистому репортажу, отказываясь от постановки, пафоса, декларативности, фальшивого оптимизма, свойственных фотографии прежних лет. В их работах появилось больше искренности, юмора, романтики.
Эти новые веяния особенно заметны в портретном жанре. На портрете закутанной от холода девушки Ивана Лунькова («Зима», 1965) видны только глаза. Пронзительный взгляд и отсутствие отвлекающих деталей, сдержанность, лиричность и психологизм делают этот снимок идеальной шестидесятнической фотографией.
Вместо парадов репортеры все чаще снимают повседневный быт, а сцены труда становятся более будничными, хоть и овеянными романтикой. (Ю. Кривоносов «В северном море». 1964). Для фотографов ценен каждый, даже самый обыденный момент. Останавливая мгновенье нажатием кнопки, они превращают его в произведение фотоискусства. В представленных на выставке жанровых сценках Владимира Богданова «Не мое собачье дело» (1960-е), Игоря Гневашева «Воскресенье» (1965), Дмитрия Воздвиженского «У автомата. Москва» (1969) — гоголевская ирония и внимание к деталям.
Актуальным направлением того периода становится фотографика. На выставке можно увидеть знаменитые работы Александра Абазы «Рельсы Азовстали» (1972) и «Бригада. На строительстве кислородно-конверторного цеха Новолипецкого металлургического завода» (1973) — эти оммажи конструктивизму, с их родченковскими диагоналями и ракурсами, в которых люди превращаются в контуры, части геометрических конструкций.
Особенно часто фоторепортеры 60–70-х обращались к теме детства. Подкупающая непосредственность недорослей олицетворяет желанную свободу. В шестидесятые годы дети наконец-то становятся детьми: они смеются, совершенно бесцельно ковыряют снег лопаткой (В. Лагранж «Бабуся». 1961), пускают кораблики после школы (В. Опалин «Сельская школа». 1970) или играют в хоккей (В. Лагранж «Вратарь». 1961).
Новаторство затронуло и техническую сторону фотографии. Цветовые эксперименты Николая Драчинского с мультиконтуром 1976 года («Вечерний Арбат», «Мечта») вручную создающим эффект фотошопа, который, по мнению автора, должен был позволить каждому воплотить свою мечту, в эпоху всеобщей компьютеризации выглядят несколько наивными, но от этого не менее, а возможно, и более ценными.
Кураторам выставки «Советское фотоискусство 60–70-х», удалось собрать лучшие образцы советской фотографии 1960–70-х годов, эти документальные свидетельства времени, периода, который взрыв свободного творчества сделал таким непохожим на те, что были до него и будут после.
Выставка продлится до 1 августа 2010 года.
Источник: пресс-релиз Центра фотографии имени братьев Люмьер
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100528_foto_60_70_lumiere.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100528_foto_60_70_lumiere.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.