«Памятное» в Галеев галерее
Сегодня в Галеев галерее открывается выставка «Памятное». Представлены рисунок, живопись, фотографии и плакаты военного времени
Сегодня, 27 апреля, в Галеев галерее (Б. Козихинский пер., 196, стр.1) открывается выставка «Памятное». Представлены рисунок, живопись, фотографии и плакаты военного времени.
ХХ век, как никакой другой, является веком конфронтаций. «Умудренное опытом» человечество почувствовало новое содержание этого зловещего знака — «война». Если Первая мировая война стала «повивальной бабкой» мирового художественного авангарда, — его развитие происходило на фоне руин, в обстановке строительства нового миропорядка; то Вторая мировая — это качественно новый уровень художественной рефлексии.
Эта выставка представляет хронику Отечественной войны 1941–1945 в произведениях живописцев, графиков, фотографов. Большая часть экспонатов публике неизвестна. Ядро этой экспозиции — личное собрание известного искусствоведа, теоретика «ленинградской школы», автора многих трудов по искусству ХХ века — Бориса Давыдовича Суриса (1923–1991).
Серия блокадных рисунков Соломона Юдовина демонстрируется впервые. Камерные по форме, они поразительны по силе художественного воздействия. Минимум средств и максимум выразительности — вот мера, по которой можно судить о достоинствах этих произведений. Белое пространство листа Юдовина говорит о многом: о голодном морозе постепенно пустеющего ленинградского пейзажа, о неминуемой гибели граждан великого города. Фигуры людей напоминают миражи в пустыне, они отчаялись найти помощь ближнего в бескрайнем пространстве площади Урицкого (ныне — Дворцовой).
Произведения Ушакова, Сулимо-Самуйлло, Верейского, Митрохина, Власова и Каплана — известных ленинградских графиков — исполнены драматизма. Улица Митрохина — странное «гофманианство», при этом сложно не заметить на дальнем плане фигуру бойца, казалось бы, не основного персонажа композиции. Власовский партизан на самом деле отрок, впервые взявший в руки автомат, — война ставит нам иные критерии взросления. Блокадное окно Верейского — это образ, поднимающийся до метафоры: пространство, запертое крестовинами проклеек, — как это немыслимо для долгого чуткого взгляда. Ушаковские ребята, родимые пятна войны, и дым над руинами Москвы Сулимо-Самуйлло, возможно поглотивший неведомые жертвы, — все это знаки и отметины тяжких военных годин. Обозы Каплана — жуткая хроника войны, даже вдалеке от фронта. Все это написано на пике возможностей и с предельной искренностью.
Серия плакатов Чеботарёва представляет значительный интерес. На первый взгляд это «агитка» на злобу дня. Однако ее внутреннее содержание намного сложнее. Она создана в период от первых недель войны, когда мастера культуры активно включались в процесс осмеяния, как казалось, скороспелых гитлеровских притязаний, до октябрьских, 1941 года, московских судорог, когда город погружался в хаос и предыстерическое состояние в страхе сдачи врагу. Чеботарёвым избран сатирический дискурс: образы Гитлера и Геббельса низведены до уровня заурядной, почти цирковой, клоунады. Художник обращается к практике экспрессионизма — порождению немецкого искусства, объявленного тем же Геббельсом «дегенеративным». Эти плакаты так и не были объявлены в тираж, их условный пароль, возможно, был тогда недостаточно адекватен.
Фотография военных лет — тема особая. На выставке представлены винтажи настоящих мастеров: Б. Смирнова, Г. Зельмы, Б. Кудоярова, С. Раскина, Д. Чернова, Л. Великжанина. Борис Кудояров стал широко известен своей серией блокадных ленинградских сюжетов, — эти редкие фотографии небольшого формата обладают немалой ценностью, несут в себе зерно художественного документализма. Военные фотохроникеры часто не подписывали свои сюжеты, именно потому для нас одинаково важен как снимок известного мастера Л. Великжанина, отснявшего взорванный мост под Наро-Фоминском, так и фото неведомого корреспондента, зафиксировавшего панораму разрушенного и безлюдного Сталинграда 1943 года.
Военный плакат — фактор поднятия духа в войсках и инструмент воздействия на граждан. В Ленинграде эта роль была отведена сообществу художников «Боевой карандаш». Эти плакаты можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. На выставке представлены чудом сохранившиеся экземпляры (аналоги хранятся в ГРМ и РНБ). Другие плакаты, созданные крупными мастерами, такими как В. Лебедев, Кукрыниксы, созданы в самые первые дни войны, один из них датирован 24 июня 1941 г. — он вышел в печать во вторник после воскресного вторжения гитлеровских войск. Блокадная серия автолитографий А. Пахомова экспонировалась на знаменитой выставке ленинградских художников в Москве в 1941 году. Эти листы стали символом несломленного мужества ленинградцев.
В рамках выставки пройдет презентация книги военных мемуаров Б. Д. Суриса «Фронтовой дневник», подготовленной издательством «Центрполиграф». Написанная честно и увлекательно, она поведает о буднях войны. Борис Сурис, впоследствии известный историк искусств, служил в войсках военным переводчиком, его повествование отличается правдивостью, а также искренним, талантливым изложением хроники военных действий.
Выставка работает для публики с 28 апреля по 1 июня 2010 года.
Источник: пресс-релиз Галеев галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100427_galeev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100427_galeev.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.