«“Веселые ребята” и другое»
Сегодня в выставочных залах Литературного музея в Доме И. С. Остроухова открывается выставка живописи и графики Владимира Пятницкого
Сегодня, 13 апреля, в выставочных залах Государственного Литературного музея в Доме И. С. Остроухова (Трубниковский пер., 17) открывается выставка живописи и графики Владимира Пятницкого «“Веселые ребята” и другое».
Название выставке дал ее центральный экспонат — рукотворная книга В. Пятницкого и Н. Доброхотовой-Майковой «Веселые ребята». Ставший легендарным еще в годы застоя, созданный в недрах московского андеграунда, этот образец искусства авторской книги прежде никогда не выходил на суд широкого зрителя.
***
«В залах Государственного Литературного музея впервые можно увидеть одно из самых знаменитых и неизвестных произведений русского искусства второй половины XX века — “Веселые ребята”, рукописную книгу Владимира Пятницкого и Натальи Доброхотовой-Майковой. “Веселые ребята” знамениты: их тексты тискали в газетах и журналах как анонимные юморески или приписывали, даже в ученых изданиях, Даниилу Хармсу; кто-то, неизвестно кто, присочинял к ним свои истории, про других героев; несколько художников делали к “Веселым ребятам” картинки и печатали комиксы от своего имени, возможно, и не подозревая, что подобранный на улице текст когда-то рождался как “книга картинок”, сочинялся ради сопровождающих рисунков — замечательных рисунков Владимира Пятницкого.
Книга создана в самом начале 1970-х годов. Сочинение и рисование были чистой игрой — в голову не могло прийти предложение напечатать гротескные и даже кощунственные по мерке “серьезной” и “официальной” культуры анекдоты про то, как Лев Толстой затюкал костылем Герцена или как Гоголь переоделся Пушкиным. Книга создана в единственном экземпляре. Оригинал видели немногие. Ксерокопии с него были очень редки. Шедевр остался неизвестным публике, профессионалам, обществу. Можно надеяться, что после экспозиции в Государственном Литературном музее ему суждена вторая, новая жизнь.
“Веселые ребята” — пароксизм смеха в избытке высоты культуры. Иногда причиной, виной смеха оказывается советская интерпретация русского культурного предания: ленинские декабристы разбудили Герцена, глыба толстовской человечности и т. п. Но и в свободном переживании традиции при передержке экспозиции серьезное взрывается хохотом — и тогда Иван Сергеевич от греха бочком, бочком — и в Баден-Баден, как напоминают Пятницкий с Доброхотовой. Пародия замещает действительность и неизбежно восклицание “Пушкин, где ты?!”. Существенно важно одно: “Веселым ребятам” чужд, совершенно чужд нигилизм, осмеянию открыто истолкование, только гримасы традиции.
Выставка в Государственном Литературном музее сополагает веселые фантазии — странной действительности мира живописи и графики Владимира Пятницкого. Скудная жизнь правдиво снящейся Москвы явлена зрителю в грусти и ужасах, в завороженной ласке и простоте длящейся бесконечно обыденности».
***
Владимир Павлович Пятницкий (1938–1978) принадлежал к числу культовых фигур московского андеграунда. В 1960–70-х годах входил в Южинский кружок, сложившийся вокруг Юрия Мамлеева. Был близок к Г. Айги, Г. Сапгиру, В. Яковлеву, А. Звереву, Вен. Ерофееву, написал его портрет. Участвовал в большинстве выставок альтернативного искусства, включая экспозицию в Измайловском парке (1974). Работы В. Пятницкого хранятся в музее «Другое искусство» и в ряде частных коллекций.
Помимо рукописной рисованной книги «Веселые ребята», в экспозицию вошли оригинальные произведения живописи и графики (жанровые сцены, портретные наброски) из коллекций Н. В. Котрелёва, М. М. Алшибая, семьи Доброхотовых, из других московских частных собраний. Интересны также маски из папье-маше — шаржи на русских писателей: «Пушкин», «Гоголь», «Лев Толстой», «Достоевский». В целом экспонируется свыше 120 работ В. Пятницкого.
Выставка работает до 15 мая.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100413_piatnicky_litmuseum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100413_piatnicky_litmuseum.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.