Art Investment

«Русский офорт второй половины XIX века» в Саратове

В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открыта выставка «Русский офорт второй половины XIX века» из цикла «Графический альбом»

В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева в историческом здании открыта выставка «Русский офорт второй половины XIX века» из цикла «Графический альбом».

Музей продолжает цикл «Графический альбом Радищевского музея». Сменные экспозиции, объединенные под таким названием, постоянно проходят в залах графики, находящихся в его историческом здании.

Зрителям уже были представлены «Русская резцовая гравюра XVIII — первой половины XIX в.» (открыта в одном из залов в настоящие время), «Русская оригинальная графика конца XIX — первой четверти XX в.», «Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX — начала XX в.», «А. П. Боголюбов и его время».

Учитывая ограниченное время непрерывного показа графики, предполагается периодически возобновлять ранее подготовленные экспозиции, при этом их частично обновляя. Одна из них — «Русский офорт второй половины XIX века». К середине XIX века резцовая гравюра постепенно уступает свои лидирующие позиции в сфере гравирования.

Последним значительным мастером этой техники в России был талантливый ученик Ф. И. Иордана И. П. Пожалостин. За гравюру «Несение креста» он получил звание академика.

Место резцовой гравюры, крайне трудоемкой и рациональной по своей природе, занял офорт — техника, отличительными чертами которой можно назвать легкость изготовления, большой тираж, а также живописность и свободу художественных приемов, что отвечало веяниям новой эпохи.

Одним из мастеров офорта был В. А. Бобров, чьи гравированные портреты получили широкую известность. Наряду с выразительными и разнообразными камерными портретами общественных деятелей и деятелей культуры, в экспозиции представлены парадные изображения императора Александра II и императрицы Марии Фёдоровны. Рядом с ними — большой «Портрет Александра III» И. Н. Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего основателя Радищевского музея и напечатана на его офортном станке. Многие русские художники (И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, А. К. Беггров, А. А. Харламов, И. П. Похитонов) именно у Боголюбова в Париже впервые приобщились к работе в офорте, оценив его богатые возможности. Из коллекции А. П. Боголюбова происходит ряд находящихся в экспозиции гравюр.

Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал В. В. Матэ, оставивший огромное наследие — почти 300 офортов. Среди них — портреты художников В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, А. Д. Кившенко и А. П. Боголюбова. Офорт во второй половине XIX века широко использовался не только профессиональными граверами, но и художниками-живописцами для репродуцирования своих собственных работ. В экспозиции представлены несколько гравированных репродукций известнейших живописных произведений: «Дедушка русского флота» Г. Г. Мясоедова, «Не ждали» В. В. Матэ с картины И. Е. Репина и «Птицелов» И. Н. Пожалостина с картины В. Г. Перова. Выдающимся офортистом был И. И. Шишкин, создавший более ста гравюр; как и в живописи, все они посвящены изображению русской природы.

В. А. Серов вошел в историю русского офорта как профессиональный и по-настоящему замечательный мастер. Среди лучших его работ — «Октябрь», награвированный с собственной картины в мастерской В. В. Матэ — учителя и друга В. Серова. Лист отличается удивительным лаконизмом и остротой офортного языка, убедительно передающего осеннее состояние природы.

Показ экспозиции офорта посвящен 186-й годовщине со дня рождения основателя музея А. П. Боголюбова. Специально к этой дате выставка дополнена офортами и офортными досками самого А. П. Боголюбова, переданными в коллекцию музея их автором при жизни и по завещанию. Материал экспозиции раскрывает любопытные стороны многогранной личности основателя музея как художника-офортиста, наставника в этом виде искусства молодых русских художников и как собирателя офорта.

Специально для этой экспозиции в 2009 году музейным реставратором А. Н. Коневцевой подготовлены следующие листы: «Дедушка русского флота» Г. Г. Мясоедова, «Птицелов» И. Н. Пожалостина, «Лес (Коровы в лесу)» И. И. Шишкина.

Источник: radmuseumart.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100404_radmuseum_ofort.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100404_radmuseum_ofort.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».