Искусство, «правящее» мир
ГЦСИ проводит выставку различных проектов «переустройства» мира и человека в Мытищинской картинной галерее
Сегодня, 11 марта, в 18.00 в Мытищинской картинной галерее (Мытищи, Новомытищинский проспект, 36/7) состоится открытие выставки «Искусство, “правящее” мир», организованной Государственным центром современного искусства. Кураторы: Ирина Горлова, Мария Удовыдченко.
В выставке участвуют работы: Виктора Алимпиева и Мариана Жунина, Константина Батынкова, Владислава Ефимова и Аристарха Чернышёва, Ани Жёлудь, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, Хаима Сокола, Леонида Тишкова и Бориса Бендикова, Сергея Шутова, группы «Синий суп»
Искусство не только протирает стекла,
которые открывают перед нами мир.
Виктор Шкловский
Искусство во все времена пытались уподобить зеркалу, отражающему мир. В 1976 году русский художник с испанским именем Франциско Инфанте поместил в пространство природы созданные из зеркальной пленки геометрические объекты, назвав этот акт вторжения искусства в реальность «артефактом». И обнаружил, что отобразившее природу зеркало «не удваивает мир, а делает его изменившимся». Попытки «разобраться в ощущении тайны» и «переживание бесконечности устройства мира» привели к обретению точки «взаимодействия между искусственным объектом и природой, различить которую», по мысли Инфанте, — «призвание художника». Это стремление найти и обозначить свои особые отношения с окружающей действительностью присуще всем авторам, произведения которых экспонируются на выставке «Искусство, “правящее” мир».
Идея показать искусство, вносящее «правку» в реальность, возникла из желания не только в очередной раз разрушить общепринятое представление об искусстве как зеркале, но и о современном искусстве как о явлении агрессивном и стоящем в оппозиции к зрителю. В произведениях как известных, так и самых молодых художников все активнее прослеживается стремление раздвинуть границы и рамки искусства, предназначенного для круга посвященных, привлечь к диалогу и даже к процессу творчества все более широкую аудиторию. Исходные установки, концепции, форма их реализации и само понимание актуальности у наших экспонентов различны. Однако все представленные проекты объединяет то, что они затрагивают проблемы яркого и внятного визуального воплощения авторского высказывания и вовлечения зрителя в пространство современного искусства.
На выставке демонстрируются произведения девяти авторов, основная часть которых происходит из музейной коллекции ГЦСИ. Экспозиция, сформированная масштабными проектами и инсталляциями, сознательно построена по принципу контраста: молодые художники представлены рядом с очень известными авторами, новые работы соседствуют с произведениями почти полувековой давности. Несмотря на ограниченное число участников, выставка выявляет важные тенденции и направления, образующие многомерную картину современной художественной жизни.
В экспозиции показаны различные проекты «переустройства» мира и человека. От утопических концепций до реальных конструкций, от рецептов «индивидуального», «тихого» счастья — до коллективных сеансов терапии. В поисках новых форм для воплощения прежних и новых утопий художники подчас обращаются к «возвышенным» формам классического искусства, к эпохам торжества русского авангарда, великих научных открытий, покорения космоса. Недоверие к настоящему проявляется в стремлении разработать особую систему кодов, помогающих обнажить пустоту и абсурдность мира, поставив иронию на службу искусству. В исходных идеях и формах их презентации много игрового начала. Диапазон избранных средств широк — это живопись и графика, фото и видеодокументация реализованных акций, видео и мультимедиа инсталляции. Несмотря на использование новых технологий, помогающих художнику изменить, воссоздать или сконструировать реальность, основная задача проекта стара — отправить зрителя «туда, не знаю, куда», на поиски мира, в котором удваиваются горизонты и смещаются границы пространства, где можно обрести дополнительную пару рук, запросто пригласить на чашку чая Луну и вообще утопию сделать реальностью.
В рамках выставки пройдут:
18 марта: 15.00–16.30
Мастер-класс Леонида Тишкова «В поисках чудесного. Существа разных миров».
25 марта: 15.00–16.30
«Поиск и разработка новых форм художественного образования на базе цифровых технологий»: мастер-класс Андрея Суздалева и видеопоказ анимационных фильмов учащихся «Детских мастерских» ГЦСИ
1 апреля: 15.00–16.30
Лекция Ирины Горловой «Опыты современных художников по переустройству мира», посвященная творчеству художников представленных на выставке.
Выставка «Искусство, “правящее” мир» в Мытищинской картинной галерее (Мытищи, Новомытищинский проспект, 36/7) открыта для публики с 12 марта до 4 апреля 2010 года. Режим работы галереи: среда–суббота: 10.00–17.00; воскресенье: 10.00–16.00; понедельник, вторник — выходные дни.
Источник: пресс-релиз ГЦСИ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100311_invit.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100311_invit.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.