«Кружевная Балахна» во Владимире
В Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открыта выставка «Кружевная Балахна»
В Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Владимир, ул. Большая Московская, 43) открыта выставка «Кружевная Балахна».
Искусство создания кружева возникло в Западной Европе в XVI столетии. Право называться родиной кружевоплетения оспаривают Италия, Бельгия и Франция.
Русское кружевоплетение появилось в XVII веке. Оно не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и изобразительном характере орнамента. К началу XX века в 17 губерниях России занимались кружевоплетением более ста тысяч профессиональных кружевниц.
Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII — XIX веках был древний город на Волге — Балахна.
С незапамятных времен славилась Балахна своими самобытными промыслами: солеварением, судостроением, изготовлением кирпичей и изразцов, кузнечным и гончарным промыслами, колокололитейным производством… Промыслово-торговой деятельностью занималось мужское население города, а у женщин-мещанок было время, свободное от домашних занятий. Поэтому кружевоплетение нашло здесь благоприятную почву для развития и вместе с тем принесло городу поистине мировую известность.
Промысел охватывал 225 сел Балахнинского уезда Нижегородской губернии, где плели кружева более двух тысяч мастериц. В дело шел преимущественно белый, кремовый и черный шелк. Также использовались хлопчатобумажные и льняные нити.
Особенностью балахнинского кружева стала многопарная техника плетения — самая сложная и трудоемкая. В ней применяется большое количество коклюшек, доходящих при выплетении до 300 пар и более. Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса, количества используемых коклюшек.
Балахнинские плетеи создали особый «балахонский манер». Своеобразие его заключается в легкости тюлевых решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и гроздья винограда. Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шелковые «виноградные» косынки. По мнению современников, эти косынки соперничали в тот период с бельгийскими кружевами из Брабанта.
Хороши также известные мотивы «балахонская роза» и «огурец». «Балахонская роза» стала своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента кружев. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахонским мастерицам самой Екатериной II.
В начале XX века кружевной промысел в Балахне постепенно начал угасать. Заработок балахнинских кружевниц был меньше, чем в других центрах. Основными причинами такого положения были более трудоемкая технология плетения и дороговизна исходного сырья — тонкого шелка. Несмотря на хороший вкус на кружева, на Нижегородской ярмарке цены держались невысокие.
В 1912 году Земская управа предприняла попытку возродить самый красивый промысел Балахны. На Большой Христорождественской улице была открыта школа кружевниц. Сначала в ней обучались 23 ученицы, затем с каждым годом число учащихся уменьшалось, а в 1915 году школа была закрыта.
В настоящее время богатая коллекция балахнинского кружева, насчитывающая более 500 экспонатов, хранится в городском краеведческом музее.
На выставке во Владимире представлено около 100 образцов балахнинского кружева середины XIX — начала XXI века, среди них: косынки, шарфы, жилеты, салфетки, наволочки, подзоры, дорожки, воротники, манжеты… Старинные кружевные изделия, бережно собранные сотрудниками Балахнинского краеведческого музея, и через сто лет удивляют современников своим изяществом и красотой.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100220_balahna.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100220_balahna.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.