«Два лика времени». Искусство эпохи тоталитаризма
Сегодня в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открывается выставка «Два лика времени. Отечественное искусство 1930–50-х годов»
Сегодня, 23 декабря, в 16.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открывается выставка «Два лика времени. Отечественное искусство 1930–50-х годов». В экспозиции представлены живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Радищевского музея (Саратов).
Выставка «Два лика времени. Отечественное искусство 1930–50-х годов» продолжает цикл «ХХ век в Радищевском музее». В рамках этого цикла были осуществлены проекты «Острые углы» (авангард 1910-х — начала 1920-х) и «У времени в плену» (искусство 1920–30-х годов).
Выставка «Два лика времени» посвящена следующему, наиболее сложному периоду истории отечественной культуры ХХ века — 1930–50-м годам — времени сотворения в искусстве оптимистичного мифа на фоне трагической реальности.
В 1932 году, в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», деятельность всех ранее существовавших творческих объединений прекращается, и вместо них учреждаются единые союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов. Тоталитарное государство начинает создавать новую художественную культуру по собственному образу и подобию, превращая искусство в орудие идеологии и средство борьбы за власть. Из всего многообразия тенденций, существовавших в искусстве в послереволюционные годы, выбирается одна, наиболее отвечающая этим целям, и объявляется единственной и общеобязательной. Все остальные стили и направления, отличные от официального, осуждаются как реакционные и враждебные.
В 1934 году на первом съезде советских писателей в выступлениях И. Сталина, М. Горького и А. Жданова была сформулирована эстетическая программа нового искусства, названная «социалистическим реализмом». Его основы начали складываться в 1920-е годы мастерами, входившими в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) — объединение, пользовавшееся государственной поддержкой. Ахрровцы изображали события сегодняшнего дня или недавнего прошлого — гражданскую войну, жизнь трудового народа, приметы нового быта. Традиционный живописный язык, идущий от реализма передвижников XIX века, доступный пониманию народа, был избран средством, позволяющим государству легко манипулировать массовым сознанием. Делая акцент на сюжетно-содержательной стороне картины, ясности решения темы, законченности, соцреалисты избегают этюдности, цветовой экспрессии, малейшей деформации — всего того, что давало повод для обвинения в формализме.
Экспозиция включает два основных раздела, отражающих двуличие времени: образцы официального соцреалистического искусства и произведения мастеров, занимавшихся формальными поисками. Особое место отведено лагерной графике репрессированных художников.
Одной из главных задач тоталитарного искусства являлось прославление политики государства и его вождей. На выставке представлены заказные парадные портреты Ленина, Сталина и его приближенных, групповые композиции, посвященные событиям политической жизни, создававшие миф о «мудрых учителях», «вдохновителях великих свершений», «ведущих отчизну к светлому будущему» («Выступление Сталина на XVI партсъезде» А. Герасимова, «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» Ф. Решетникова, «Портрет А. А. Жданова» В. Ефанова, «Портрет В. И. Ленина» П. Васильева, «Члены Политбюро слушают речь т. Мазая…» Ф. Модорова).
Другой темой мифотворчества становится жизнь людей в счастливой стране, «где так вольно дышит человек», их свободный, радостный труд. Полотна «Комсомольско-молодежная бригада в колхозе» Н. Данилина, «Красное Сормово» П. Котова, «Уборка хлеба» Ф. Белоусова, «Азовсталь. Выпуск расплавленного металла» и «Возвращение тракториста» П. Кузнецова, «Песнь о победе» М. Тоидзе — посвящены социалистическому строительству: индустриализации всей страны, героям пятилеток, воспевают «процветание» колхозов, коллективный энтузиазм послевоенных лет. Оптимизм тоталитарного искусства существовал как принцип, нарушать который не позволялось ни при каких условиях. Он не выводился из реальности, а привносился как часть представления об идеальном обществе.
Однако в искусстве 1930–50-х годов среди агрессивной господствующей идеологии было немало мастеров, не принявших ее главных установок. Их творчество по-прежнему являлось частью мирового художественного процесса. Это относится как к наиболее ярким представителям поколения мастеров, выступивших в начале ХХ века обновителями пластического языка искусства (Р. Фальк, П. Кончаловский, П. Кузнецов), так и к более молодым московским художникам, испытавшим увлечение авангардом (А. Древин, М. Соколов, Т. Маврина). Живопись понималась ими как сфера внутренней свободы и не преследовала цели мифологизировать действительность. Натюрморты, портреты близких людей, интерьеры с фигурами, пейзажи — основные жанры этой живописной линии. Это было творчество, в котором преобладала ценность индивидуального восприятия. На выставке представлены изысканный «Париж» Р. Фалька, острый, выразительный «Портрет Н. А. Удальцовой» А. Осмёркина, лирические пейзажи А. Древина и М. Соколова. В русле заложенной М. Ларионовым примитивистской традиции, со свойственным ей юмором, написаны «Портрет А. Ф. Софроновой с дочерью» Т. Мавриной и «Швеи» Г. Рублёва.
Отход от прежних позиций переживают в это время мастера авангарда. В «Портрете ударника» К. Малевича, представляющем собой синтез реализма, импрессионизма и фовизма, очевидно тяготение к фигуративности. Обращается к станковому искусству и В. Татлин, уходя от абстрактных конструкций к созданию портретов, пейзажей и натюрмортов. Однако свободная экспрессивная манера его работ послужила поводом для обвинений в формализме, а его творчество на долгие годы было исключено из контекста художественной жизни.
В Советском Союзе, где единственным заказчиком произведений искусства выступало государство, художники, занимавшиеся формальными поисками, не получали официального признания, не могли свободно показывать свои работы. Многие из них были репрессированы и отбывали срок в лагерях (М. Соколов, В. Юстицкий, Ю. Юркун, Н. Лекаренко), некоторые — расстреляны (А. Древин). В 1939 году в лагере написан полный трагизма автопортрет В. Юстицкого. Глубокий, пронзительный взгляд художника передает несгибаемую силу духа, создавая монументальный образ человека, противостоящего системе. Работы М. Соколова, выполненные в ГУЛАГе, — крошечные пейзажи, написанные спичкой, обмакнутой в чернила и разведенный зубной порошок, — показывают, какого предела минимализма мог достичь художник, решивший не участвовать в построении пропагандистской машины власти. Избранный путь позволил ему прожить свою собственную, а не навязанную извне жизнь.
Выставка «Два лика времени», обращенная к одному из самых сложных, противоречивых периодов всей истории отечественной культуры, дает повод к размышлению о судьбах искусства в современном мире…
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091223_dva_lika_vremeni.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091223_dva_lika_vremeni.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.