«Античный цикл. Портреты. Рисунки» Льва Муравина
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка произведений Льва Муравина. В экспозиции представлено около 20 скульптур, выполненных в бронзе, шамоте, терракоте, гипсе, а также около 30 рисунков
Сегодня, 9 ноября, в 18:00 в Московском музее современного искусства (Петровка, 25, зал № 10) открывается выставка произведений Льва Муравина (1906, Белгород — 1974, Москва) — скульптора-монументалиста, автора портретов и скульптур малых форм, педагога, заслуженного деятеля искусств Украинской ССР. В экспозиции, которая называется «Античный цикл. Портреты. Рисунки», представлено около 20 скульптур, выполненных в бронзе, шамоте, терракоте, гипсе, и около 30 рисунков, выполненных карандашом, пастелью, углем, фломастером, сепией. Помимо классических образов и античных сюжетов, Лев Муравин обращался также к классике русской литературы (портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, В. В. Маяковского, Е. А. Баратынского). Кроме того, он по-своему интерпретировал тему обнаженной модели.
Выставка «Античный цикл. Портреты. Рисунки» призвана показать ту часть творчества художника, которая по идеологическим соображениям была недостаточно оценена в годы его жизни.
Первые масштабные работы Льва Муравина, отражающие традиционную в советском искусстве тему романтики революции, появились в 1930-х годах. Начав свою карьеру монументалиста, он проектировал памятники для крупных украинских городов. Его проекты символических и портретных памятников, отличающихся динамизмом и оригинальностью замысла, получили тогда широкий отклик.
В 1939 году к художнику пришло признание: Лев Муравин победил в конкурсе на художественное оформление Павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Две многофигурные группы были созданы им в соавторстве с Михаилом Лысенко.
Лев Муравин показал себя мастером скульптурного портрета: его портреты монолитны, крепко построены, передают особенности личности и ее интеллектуальный мир. Наряду со скульптурными портретами, Лев Муравин в 1950–60-е годы активно занимался городской скульптурой. Широкое признание за своеобразную интерпретацию темы материнства получила скульптура «Русская зима», исполненная в граните и установленная в одной из районов Москвы.
В дальнейшей Муравин экспериментировал с различными жанрами и материалами, обращался к малым формам, внес свою интонацию в развитие станковой композиции.
В Государственной Третьяковской галерее находится композиция Льва Муравина «Люди из легенды» («Подвиг милиционеров Владивостока»), запоминающаяся неожиданностью пространственного построения и гибкостью пластического ритма.
В 1970-е годы Муравин ищет сопряжения камерности и монументальности. Даже работая в шамоте, скульптор создает объемные композиции, не лишенные черт монументальности. В этот период он сосредотачивается в работе над пластикой малых форм. Больше всего он увлечен античной мифологией: именно в этой сфере активно развернулась его композиционная фантазия. Размышляя о приоритетах Льва Муравина в эти годы, можно увидеть в его античном цикле оригинальное соединение эмоциональности и чувственности с лаконичными формулами, заключающими в себе философские измерения мира.
Выставка открыта для публики с 10 ноября по 6 декабря 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091109_mmsi_muravin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091109_mmsi_muravin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.