Art Investment

Художники и цены

«Видение танца» в Третьяковской галерее

Сегодня, 27 октября, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы № 60–61) открывается выставка «Видение танца», приуроченная к 100-летию «Русских балетов» С. П. Дягилева в Париже.

«Видение танца» — масштабный международный проект, посвященный прославленным «Русским балетам». В центре уникальной выставки — замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.

  • ЖАН ДЕ СТРЕЛЕЦКИ Сергей Дягилев на премьере первого «Русского сезона» в Лондоне. 1911

Главное детище С. Дягилева — антреприза «Русские балеты» — быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 с балетами «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир». В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века — музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире.

  • ПАБЛО ПИКАССО Занавес к балету «Голубой экспресс». 1924

Столетие «Дягилевских сезонов» в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С. Дягилева — великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие — из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С. Дягилеву.

Синтетический характер спектаклей «Русских балетов» определил многоуровневую структуру экспозиции, сочетающую тематический и хронологический принципы. Не ставя целью с документальной точностью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, устроители выставки стремились создать их общий, возможно, идеализированный образ, опираясь прежде всего на выразительность аутентичных художественных произведений. В соответствии с логикой построения балетных программ и гастрольных турне самим Дягилевым в экспозиции организовано несколько тематических зон: они отданы классическому балету, «ориентализму», «русской» теме, а также авангардным постановкам. При условности такого разграничения экспозиционные материалы как бы перетекают из одного раздела в другой, образуя важные для дягилевского мышления «смещения» эпох и стилей.

В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер — уникальные сценические макеты 1920–30-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л. Бакстом, А. Бенуа, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, Н. Рерихом, П. Пикассо, Ж. Браком, А. Матиссом, Дж. де Кирико, А. Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П. Челищевым, Н. Габо, А. Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для «Русских балетов», в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету «Шут» по эскизам М. Ларионова и расписанные вручную костюмы А. Матисса к балету «Соловей». Среди самых известных произведений — грандиозный (10 х 10 метров) занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу П. Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон).

Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них — сцены из спектаклей «Весна священная», «Золотой петушок», «Блудный сын», «Половецкие пляски», «Жар-Птица», а также портреты артистов дягилевской труппы — А. Павловой, Т. Карсавиной, О. Спесивцевой, Б. и В. Нижинских, Л. Мясина, В. Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени.

Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей «Парад» П. Пикассо, «Бал» Дж. де Кирико, «Ода» П. Челищева, «Кошка» Н. Габо и А. Певзнера. Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.

  • Тамара Карсавина в роли Жар-Птицы в одноименном балете. 1910

Выставочный проект организован Третьяковской галереей совместно с Фондом Культуры «Екатерина» и Новым Национальным Музеем Монако. Над проектом работала международная кураторская группа — профессор Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Евгения Илюхина и Ирина Шуманова.

К выставке изданы: объемный, богато иллюстрированный каталог, со статьями крупнейших российских и западных специалистов по истории дягилевских балетных сезонов, CD-Rom, а также книга в рамках Издательской программы «Интерроса» «История “Русского балета” реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова».

Выставка продлится до 31 января 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091027_dyagilev_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091027_dyagilev_gtg.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КАМЕНЕВ Валериан Константинович (1823–1874) Пейзаж с поваленным деревом. 1870-е (52,5 × 80,2 см)

Текущая ставка85000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ШАРШУН Сергей Иванович (1888–1975) Мистическое сердце. 1953 (20,7 × 44,8 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович (1872–1943) Море, горы, облака. 1941 (42,8 × 70 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».