«Видение танца» в Третьяковской галерее
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Видение танца», приуроченная к 100-летию «Русских балетов» С. П. Дягилева в Париже
Сегодня, 27 октября, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы № 60–61) открывается выставка «Видение танца», приуроченная к 100-летию «Русских балетов» С. П. Дягилева в Париже.
«Видение танца» — масштабный международный проект, посвященный прославленным «Русским балетам». В центре уникальной выставки — замечательная личность и деятельность их основателя, Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), яркой фигуры в художественной жизни России начала ХХ века. Именно ему принадлежит честь открытия отечественного искусства западной аудитории.
Главное детище С. Дягилева — антреприза «Русские балеты» — быстро получило признание за границей. Впервые труппа из Петербурга выступила в парижском театре «Шатле» 19 мая 1909 с балетами «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир». В дальнейшем эволюция дягилевских проектов, в реализации которых участвовали наиболее талантливые и прогрессивные балетмейстеры, композиторы, танцовщики, художники из разных стран, и триумф русской труппы в Париже, Лондоне, Мадриде оказали мощное воздействие на разные сферы искусства ХХ века — музыку, сценографию, хореографию, живопись. Не будет преувеличением сказать, что дягилевские спектакли стали одним из главных русских художественных феноменов, чье значение и авангардная роль были признаны во всем мире.
Столетие «Дягилевских сезонов» в 2009 широко отмечается во всем мире чередой музыкальных и балетных фестивалей, а также художественных выставок. Летом этого же года исполнилось 90 лет со дня смерти С. Дягилева — великого импресарио, театрального деятеля и пропагандиста русской культуры. Уникальная по составу экспозиция в Москве вобрала в себя более 500 произведений: около половины экспонатов из Третьяковской галереи, другие — из музеев и частных собраний России, Европы и США. Ранее в несколько ином составе она была показана в Монако, где в течение 18 лет находилась репетиционная база русской труппы, а полвека назад был установлен памятник С. Дягилеву.
Синтетический характер спектаклей «Русских балетов» определил многоуровневую структуру экспозиции, сочетающую тематический и хронологический принципы. Не ставя целью с документальной точностью воспроизвести хронологию дягилевских сезонов, устроители выставки стремились создать их общий, возможно, идеализированный образ, опираясь прежде всего на выразительность аутентичных художественных произведений. В соответствии с логикой построения балетных программ и гастрольных турне самим Дягилевым в экспозиции организовано несколько тематических зон: они отданы классическому балету, «ориентализму», «русской» теме, а также авангардным постановкам. При условности такого разграничения экспозиционные материалы как бы перетекают из одного раздела в другой, образуя важные для дягилевского мышления «смещения» эпох и стилей.
В составе выставки самые разнообразные произведения: афиши, костюмы и декорации, эскизы к ним, занавесы, фотографии танцовщиков и балетных мизансцен, портреты деятелей искусства. Большинство работ, предоставленных музеями и частными коллекционерами разных стран, впервые демонстрируются в России. В числе премьер — уникальные сценические макеты 1920–30-х годов из собрания Нового Национального Музея Монако. Около 250 эскизов декораций и костюмов выполнены знаменитыми русскими и французскими художниками, во многом определившими облик изобразительного искусства ХХ века: Л. Бакстом, А. Бенуа, Н. Гончаровой, М. Ларионовым, Н. Рерихом, П. Пикассо, Ж. Браком, А. Матиссом, Дж. де Кирико, А. Дереном, а также русскими художниками-эмигрантами П. Челищевым, Н. Габо, А. Певзнером, чьи произведения редко встречаются в российских собраниях. Впервые в России будут показаны около 50 подлинных костюмов для «Русских балетов», в том числе такие раритеты, как конструктивистские костюмы к балету «Шут» по эскизам М. Ларионова и расписанные вручную костюмы А. Матисса к балету «Соловей». Среди самых известных произведений — грандиозный (10 х 10 метров) занавес к балету «Голубой экспресс» по эскизу П. Пикассо из Музея Виктории и Альберта (Лондон).
Важную часть в драматургии выставки составляют фотографии, исполненные крупными русскими и европейскими фотохудожниками. Среди них — сцены из спектаклей «Весна священная», «Золотой петушок», «Блудный сын», «Половецкие пляски», «Жар-Птица», а также портреты артистов дягилевской труппы — А. Павловой, Т. Карсавиной, О. Спесивцевой, Б. и В. Нижинских, Л. Мясина, В. Фокина. В экспонировании фотографий акцент поставлен не столько на их документальной ценности, сколько на чисто художественных эффектах, характерных для того времени.
Реконструировать спектакли и одновременно напомнить о непреходящем интересе к дягилевскому наследию помогут современные арт-объекты и видеоинсталляции, созданные, в частности, на тему оформления спектаклей «Парад» П. Пикассо, «Бал» Дж. де Кирико, «Ода» П. Челищева, «Кошка» Н. Габо и А. Певзнера. Соединение разнородных артефактов, где каждая группа обладает собственной значимостью, дает возможность создать не столько хронику, сколько образ дягилевских сезонов, передать их масштаб, внутреннюю динамику развития, стремление к новизне форм, поразившее взыскательную европейскую публику.
Выставочный проект организован Третьяковской галереей совместно с Фондом Культуры «Екатерина» и Новым Национальным Музеем Монако. Над проектом работала международная кураторская группа — профессор Джон Боулт, Зельфира Трегулова, Евгения Илюхина и Ирина Шуманова.
К выставке изданы: объемный, богато иллюстрированный каталог, со статьями крупнейших российских и западных специалистов по истории дягилевских балетных сезонов, CD-Rom, а также книга в рамках Издательской программы «Интерроса» «История “Русского балета” реальная и фантастическая, в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова».
Выставка продлится до 31 января 2010 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091027_dyagilev_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091027_dyagilev_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.