Art Investment

«Спорт в искусстве»

В «Новом Манеже» открывается выставка произведений, посвященных теме спорта и физической культуры, из собрания Государственного Русского музея

Сегодня, 20 октября, в «Новом Манеже» (Москва) открывается выставка «Спорт в искусстве». В экспозиции будет представлено около 60 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, посвященных теме спорта и физической культуры, из собрания Государственного Русского музея. Среди них работы А. Дейнеки, А. Самохвалова, А. Пахомова, Л. Чупятова, М. Манизера и др.

Целенаправленное развитие темы спорта в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. Художественно-эстетические и этические принципы изображения спорта определились еще в 1920-е годы, когда с понятием гармоничного человека так же, как и в Древней Греции, стало прочно связано понятие патриотического. Ключевой становится идея покорения пространства и времени вкупе с идейно-воспитательной составляющей спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне» (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «На стадионе» Александра Самохвалова и «Спортивные игры на стадионе» Сергея Луппова, проявляются в открытой форме в плакатах «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» Петра Караченцова и «Работать, строить и не ныть…» Александра Дейнеки.

Мотив героического как составной части спорта получил преломление в женских портретах-типах. Изображенные на них молодые девушки должны были справляться с новыми, ранее считавшимися совершенно не женскими, задачами именно благодаря спорту («Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова).

Вместе с тем в 1930-е годы создавалось немало посвященных спорту произведений, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму. Оно сменялось проникновенным лиризмом, любованием природой («Пейзаж с красным деревом (Бег)» Леонида Чупятова, «Лыжники» Сергея Лучишкина, «Стрелки из лука» Алексея Пахомова).

Курс на освоение классического наследия в 1930-е годы особенно отчетливо проявился в скульптуре, где изображения античных атлетов воспринимались как идеал воплощения образа современного спортсмена. В таких работах, как «Физкультурница после плавания» Абрама Браиловского, «Серафим Знаменский» Сары Лебедевой, «Борцы» Матвея Манизера, «Бег», «Пловчиха» и «Дискобол» Самохвалова раскрыта совершенная красота обнаженного тела.

Романтика спортивных достижений в это время обнаруживала себя не только в живописных и скульптурных произведениях, но и в декоративно-прикладном искусстве. В фарфоровых статуэтках, вазах, чайниках, кружках и кубках с изображениями лыжников, стрелков и гребцов раскрывались новые грани того массового явления, которым стали спорт и физическая культура.

К концу войны спортивная тема возродилась вновь, обретя мажорное, праздничное звучание в картине Дейнеки «Раздолье».

На рубеже 1950–60-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Классическим образцом представляется картина Дмитрия Жилинского «Гимнасты СССР». Среди изображенных — подлинные герои спорта, многократные олимпийские чемпионы Полина Астахова, Борис Шахлин, Юрий Титов. Интерес к выражению индивидуальности каждого соответствует духу времени середины 1960-х годов.

На конец 1950-х — начало 1960-х годов приходятся самые значительные успехи советских футболистов. Массовость и зрелищность футбольных матчей выразительно и оригинально раскрыта в серии цветных автолитографий «Стадион» Бориса Ермолаева — своеобразном аналоге телерепортажа об игре. Серийность вообще характерна для работ того времени, ибо многообразие видов спорта и спортивного досуга зачастую «не вмещалось» в рамки одной работы и требовало воплощения в развернутых циклах (литографии «Спринт», «Соперницы», «Под кольцом» Василия Власова).

Необычное преломление тема спорта получила в 1970-80-е годы в творчестве представителей «альтернативного» или неофициального искусства. Эмоциональная приподнятость и пафос, зачастую сопровождавшие прежде отображение этой темы, намеренно снижались, а подчас и пародировались («Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика).

В отдельном зале фонд «Арт–линия» представляет произведения скульптуры и фотографии современных московских художников. Авторы видят в спорте не только победно-героический пафос. Их герои забавны и смешны («А судьи кто?..» Б. Черствого), иногда наивны и трогательны («Золотой мальчик» С. Бычкова), а порою насмешливы и ироничны («Летающий лыжник» М. Дронова).

Гуманистическая миссия спорта актуальна и сейчас, представляя, по словам поэта и спортсмена Роберта Рождественского, «великолепный сюжет для искусства».

Источник: rusmuseum.ru, mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091020_sport_v_iskusstve.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091020_sport_v_iskusstve.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе