Японская керамика Сацума в Эрмитаже
В Государственном Эрмитаже открыта выставка произведений японской керамики Сацума из собрания музея
В Государственном Эрмитаже открыта выставка «Японская керамика Сацума в собрании Эрмитажа».
Нарядные, с яркой росписью и позолотой изделия, выполненные из светлой керамической массы, покрытой глазурью с мелкими трещинками, пользовались большой популярностью в Европе в конце XIX — начале XX века. Это вызвало появление в самой Японии предметов в стиле сацума, созданных в других керамических центрах и предназначенных для вывоза в Европу. Экспозиция, посвященная керамике провинции Сацума, проводится в России впервые.
Коллекция Эрмитажа позволяет проследить различные этапы в развитии керамики Сацума и сацумского стиля, начиная с XVIII века и до первой трети XX века; демонстрирует все разнообразие художественных и технических приемов, использовавшихся в орнаментации изделий. Несмотря на то, что коллекция невелика, она достаточно представительна и наряду с собранием музея Востока (Москва) является самой значительной в России.
На выставке представлены 70 произведений японских керамистов. За исключением пяти предметов они прежде не выставлялись.
К ранним расписным изделиям относятся предметы, созданные в так называемом тайском стиле (сункороку), восходящем к орнаментации тайской керамики XIII — XIV веков. На выставке они представлены курильницей и скульптурной группой «Божество милосердия Каннон с мальчиком» (XVIII век). Пластика в стиле сункороку в музейных собраниях встречается довольно редко, поэтому эрмитажный экземпляр является своего рода раритетом. Оба предмета покрыты подглазурной росписью с изображением спиралевидных линий и геометрических мотивов, выполненных темно-коричневой краской.
На формирование стиля сацумской керамики оказали влияние корейские и китайские образцы. Эти влияния четко прослеживаются в орнаментации сосуда темной глины с инкрустацией белым ангобом, сосуда с рельефным изображением птицы, иконографии фигурки Хотэя — божества довольства и благополучия.
Во второй половине XVIII века производство керамики в Сацума сокращается. Некоторое оживление наблюдается лишь в начале XIX века. В это время были распространены небольшие по размерам предметы, предназначенные для чайной церемонии или имеющие утилитарное назначение. В собрании Эрмитажа этот период не представлен, и самые ранние предметы XIX века — чашки, вазочки, сосуды разных форм — можно отнести лишь ко второй половине столетия.
К середине XIX века в мастерских Кагосима, Наэсирогава и Татэно сформировался особый стиль керамических изделий. Его отличительными признаками стали черепок кремового цвета, мелкий кракелюр на глазури и полихромная роспись, получившая название «нисикидэ» («парчовый узор» или «золотая парча»). Примером такого рода изделий может послужить фигура слона, украшенная сложной росписью. Одним из характерных приемов, использовавшихся керамистами Сацума, является широкое применение ажурной резьбы, как это видно в декоре вазочки с узором в виде плода граната или коробочки с крышкой.
Ваза с монограммой «Н» под короной относится к дорогим подарочным изделиям. Она была выполнена мастерами Тин Дзюканом XII и Тин Дзюсэем и прислана в Петербург (вместе с парной к ней) в 1896 году, по-видимому, к коронации Николая II.
В Европе керамика Сацума получила настоящее признание в 1873 году, после Всемирной выставки в Вене. Интерес к изделиям этой провинции привел к созданию мастерских, специализирующихся на керамике в стиле сацума. С этого времени начинается активное изготовление предметов на экспорт, причем не только в Сацума, но и в других керамических центрах.
Среди них сразу же выделился Киото, где керамика с полихромной росписью существовала с XVII века, получив блестящее развитие в творчестве прославленных мастеров Нонмура Нинсэя и Огата Кэндзана. Первым мастером, обратившимся к изделиям сацумского стиля, был Кинкодзан Собэй VI (1824–1884). Его сын и наследник Кинкодзан VII (1867–1927) развил стиль своего отца и значительно расширил производство, сделав мастерскую одной из крупнейших в Киото. Кроме орнаментальных мотивов и композиций в жанре «цветы и птицы», в 1870–80 годах широкое распространение получают жанровые сцены, сюжеты которых мастера черпали из литературных произведений, легенд о доблестных воинах прошлого. К концу XIX века литературные сюжеты уступают место сценам праздников и развлечений и изображениям знаменитых видов древней столицы. Техника декора со временем усложнялась; контакты со странами Европы привели к заимствованию некоторых технических приемов. В частности, японские мастера стали использовать технику «суйкин» («жидкое золото»), заимствованную у художников Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Германии.
Большой спрос на киотосскую керамику в стиле Сацума за рубежом повлиял на создание мастерских, работавших в сходной манере в городах района Кансай, охватывающего префектуры Киото, Осака, Хёга и Нара. Одним из наиболее значительных мастеров, работавших в этом стиле, был Ябу Мэйдзан (1853–1934), жизнь которого связана с городом Осака. Основными темами декора его изделий были пейзажи и миниатюрные сюжетные сцены. В то же время, в 1880–90-е годы появляются росписи с мелким цветочным узором, изображениями миниатюрных птиц, бабочек. В таком стиле исполнен декор чашки с изображением бабочек внутри.
Крупным центром, где создавали предметы в стиле Сацума, стал Иокогама. Здесь одним из наиболее значительных мастеров в конце XIX века был Миягава Кодзан (1846–1916). С его именем связано появление изделий, в которых роспись комбинировалась с высоким рельефом и отдельно выполненными фигурками птиц и насекомых. Такие изделия получили название «сайкумоно» («изделия ручной работы»). Представление о них дает ваза с изображением птиц на ветках из мастерской Кодзана.
Рост спроса на японскую керамику за рубежом вызвал появление торговых компаний, заказывавших изделия определенного типа. Существовали специальные альбомы заказов с образцами форм и декора. В Сацума создавались формы для чайных и кофейных сервизов, украшенных высоким рельефом, а в Иокогама они расписывались. Сюжетами служили батальные сцены, изображения божеств, архатов и драконов на фоне пейзажа, которые тиражировались на самых разных предметах. Широко применялись рельеф, тиснение, роспись плотными красками, создающими рельефные линии, позолота. Часто сюжетная роспись комбинировалась с геометрическими узорами, орнаментами в виде золотых точек, на их фоне помещались гербы семьи Симадзу, императорского дома; на дно изделий наносились надписи, содержащие имена мастеров, изготовлявших форму и расписывающих предметы, а иногда и название торговой фирмы.
К выставке подготовлен и выпущен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, СПб, 2009). Куратор выставки — Татьяна Борисовна Арапова, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Выставка работает до 13 декабря 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091011_japonskaya_keramika.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091011_japonskaya_keramika.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.