Акварели Бориса Мессерера в Центре-Музее имени Н. К. Рериха
Сегодня в Международном Центре-Музее имени Н. К. Рериха открывается выставка, которая впервые познакомит зрителей со школой акварели Бориса Мессерера, блистательного сценографа и живописца, великолепного графика
Сегодня, 7 сентября, в Международном Центре-Музее имени Н. К. Рериха открывается выставка «Борис Мессерер. Акварели». Экспозиция впервые знакомит зрителей со школой акварели Бориса Мессерера, блистательного сценографа и живописца, великолепного графика.
Борис Асафович Мессерер — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, дважды лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, Союза кинематографистов, Союза дизайнеров и Союза театральных деятелей.
Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения шестидесятников, которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов.
Творческая мастерская Бориса Мессерера давно переросла значение обыденного рабочего места художника. «Поварская, 20» — это не просто московский адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного искусства и музыки. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха «Метрополь», в выпуске которого принимали участие писатели Василий Аксенов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев и другие.
Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического театрально-декорационного искусства.
Оригинальность дарования и специфика художественного видения Бориса Мессерера проявились и в его увлечении акварелью. Обладая совершенно уникальной манерой письма, здесь, как и в других областях своего творчества, он достиг большого тематического и жанрового разнообразия.
Борис Мессерер о своих акварелях: «Я — ученик Артура Владимировича Фонвизина, замечательного художника-акварелиста. Я всю жизнь занимался акварелью, но никогда никому ее не показывал, потому что акварель — это импрессионистическое видение мира. А мы, художники, имеем определенную программность в своем творчестве, когда делаем большие работы. Не всегда совпадает импрессионистическое видение с программным отношением глубоких идей и монументальных композиций, а во мне живет интерес к работе с натуры, который, может быть, самый чистый у художника».
Среди акварельных пейзажей, созданных художником, выделяются импрессионистические по характеру изображения и лирические по настроению виды Тарусы, иллюстрирующие стихи Беллы Ахмадулиной и перекликающиеся со столь же лиричными портретами Музы мастера.
Натюрморты Мессерера наполнены предметами, которые в качестве натуры для этого жанра не использовал, кажется, еще никто: бутылками, досками, пилами, топорами, керосиновыми лампами, утюгами, старыми ящиками. Однако всё это в целом производит впечатление отнюдь не нагромождения хлама, словно вытащенного с пыльного чердака, а осознаётся как метафора заброшенности, бесприютности, неприкаянности не только вещей, но и людей, многих сторон нашей жизни. Образы оставляют после себя удивительно ностальгическое ощущение уходящей эпохи, приобретая высокий философский смысл.
Экспозиция акварелей Бориса Мессерера в Музее имени Н. К. Рериха продолжает серию его персональных выставок, проходивших в 2008–2009 годах в Центральном доме Архитекторов, Государственной Третьяковской галерее, Совете Федерации, и знакомит зрителя с новой гранью таланта выдающегося мастера.
Собрание экспонируется впервые.
Выставка работает до 30 сентября.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090907_messerer.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090907_messerer.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.