«Нормальная цивилизация» Константина Звездочётова — в фоторепортаже ARTinvestment.RU
Вчера в XL Галерее завершилась выставка, посвященная новому проекту Константина Звездочётова «Нормальная цивилизация»
Вчера в XL Галерее завершился показ нового проекта Константина Звездочётова «Нормальная цивилизация».
Проект «Нормальная цивилизация» — это масштабная попытка изобразить западный мир таким, каким его видел «простой советский человек». Художник создает паноптикум образов, которые ассоциировались со словом «заграница», — ее гражданин СССР представлял как место бесконечного и бесстыдного товарного изобилия, большого прилавка, на котором теснятся дефициты, а вокруг царит атмосфера вседозволенности, проституция, наркомания, виски пьяные и коктейли пряные. В общем, как говорили в СССР: «Снимайте штаны, давайте играть в американцев!» Заграница казалась «раем», а эмиграция совершено логично воспринималась как переход в иной мир.
Неярким подобием «рая-заграницы» в жизни «простого советского человека» мог быть разве что черноморский или прибалтийский курорт, на котором можно было заводить любовные интрижки с щедрыми джигитами или на худой конец командировочными из Самары, сидеть в кафе и фотографироваться на пляже с надувным — конечно же импортным — дельфином. Но этот рай, в отличие от настоящего, заокеанского, был бутафорским, включая пальму и попугая на ней.
А из настоящего «рая», или, как тогда многозначительно выражались «оттуда», как правило, не возвращались. Поэтому представления о подлинном Эдеме «простой советский человек», у которого не было дяди-дипломата или однокурсника-фарцовщика, мог почерпнуть разве что из официальных источников, вроде телепередачи «Международная панорама» или фотографий и карикатур из газет и журналов.
На этой карикатурно-пропагандистской основе Звездочётов составил универсальную азбуку «нормальной цивилизации» — здесь и Ambassador, и Golf, и Lolita, и Tango Salon, и какой-то совсем уж невероятный Cauchemar «на французский манер», — и все это в фирменно-неряшливой (а на самом деле весьма трудоемкой) стилистике «раннего Звездочётова».
Впрочем, Звездочётов не был бы самим собой, если бы не заложил в свой новый проект несколько уровней восприятия. Исследуя бездны сознания советского человека, Звездочётов параллельно вступает в диалог с историей искусства, пародируя американский поп-арт. Но если настоящий, уорхоловский и рой-лихтенштейновский поп-арт каталогизировал общество потребления, жонглируя коммерческими образами, то Звездочётов берет эти образы, пропущенные через идеологическую мясорубку, и выстраивает тотальную инсталляцию — капиталистический храм объектов желания, где все Super! и Das ist fantastisch!
Но не будем обижать «простого советского человека». Возможно, он был наивен и доверчив, но далеко не одинок в восприятии рекламных императивов и жизненных ценностей, вроде Drink, Smoke, Casino, Bar, Shop Sex. Как ни смешно, но для подавляющего большинства людей в мире это и есть признаки «современного общества». И, видя на окраине грязной индийский деревушки плакат Koka-kola, думаешь: «Ну вот, и здесь все как у людей — нормальная цивилизация!»
Источник:
Комментарий побывавшего на выставке Владимира Богданова, AI и фоторепортаж можно посмотреть здесь.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090611_photo_zvezdochetov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090611_photo_zvezdochetov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.