«Кудымкор — локомотив будущего»: у истоков современного искусства
В Пермской государственной художественной галерее проходит выставка, посвященная жизни и творчеству Петра Ивановича Субботина-Пермяка
В Пермской государственной художественной галерее до 27 июля открыта выставка «Кудымкор — локомотив будущего», посвященная жизни и творчеству Петра Ивановича Субботина-Пермяка (1886–1923) — художника и просветителя, отдавшего свою трагически короткую жизнь пропаганде нового искусства в Пермской губернии, и в частности в родном селе Кудымкоре (ныне город Кудымкар). Эта нетрадиционная авторская выставка рассказывает о художнике прошлого с территории наших дней, находя точки соприкосновения между сегодняшним искусством и одним из тех, кто стоял у его истоков. Куратор Екатерина Деготь пригласила к участию современного художника Леонида Тишкова, чье отношение к искусству близко позициям Субботина-Пермяка.
Впитав в юности идеалы служения народу, Субботин-Пермяк, будучи уже сложившимся и достаточно традиционным художником, воспринял идеи Малевича, Каменского, Хлебникова и в 1919 году уехал из Москвы в село Кудымкор, чтобы там, в беднейшей среде коми-пермяков, создать школу нового искусства, театр и этнографическую коллекцию, организовать Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей, который теперь носит его имя, художественно-производственные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре. Практически все население села Кудымкора принимало участие в реализации культуртрегерских замыслов Субботина-Пермяка. Кроме этой созидательной деятельности, художник продолжал заниматься творчеством — писал кубистические картины и теоретические труды, а его жена, Евстолия Ивановна, всячески помогала ему, окружая атмосферой восторженного энтузиазма.
Документы того времени доносят до нас дух фанатического горения и служения искусству. Так, телеграммы от односельчан заканчиваются тремя восклицательными знаками: «Петр Иванович, ты наш отец родной!!!» Через несколько лет творческих поисков и созидательного труда Субботин-Пермяк умер от туберкулеза, но завещал на похоронах играть только веселую музыку.
Судьбы его учеников складывались не менее драматично. Некоторые стали жертвами репрессий 1937 года. Но те из них, кто не уехал и не погиб, кто остался в Кудымкаре, сохранили невероятный, бескомпромиссный и совершенно неуместный в 1930–40-е годы возвышенный пафос служения искусству, что наглядно видно в реалистических картинах «Разбрасывание навоза» и «Открытие колхозной электростанции», которые также экспонируются на выставке.
«Кудымкор — локомотив будущего» — это взгляд с территории современного искусства на одного из тех, кого можно назвать апостолом этого искусства — и кого не оказалось в истории, потому что картины его не попали в сети художественного рынка. Выставка предлагает расширить представление о современном искусстве за счет тех, кто проникся его «духом», не всегда соответствуя «букве» модернистского стиля.
На выставке будет представлено почти все сохранившееся наследие художника и работы его современников, учеников-художников, всего более 60 произведений из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея имени П. И.Субботина-Пермяка и Пермской государственной художественной галереи. Также на выставке будут экспонироваться коми-пермяцкие набойные доски из собрания Субботина, пермская деревянная скульптура XVIII века, около 50 фотографий Кудымкара 1930-х годов из запасников Коми-Пермяцкого краеведческого музея, фильм-кинохроника, смонтированный Е. Деготь, и альбом рисунков Л. Тишкова, посвященный П. И.Субботину-Пермяку. В залах будут размещены лозунги с текстами из частных писем П. И.Субботина-Пермяка, собранными куратором.
Специально для выставки многие работы П. И.Субботина-Пермяка на средства пермского фонда «Новая коллекция» были заново отреставрированы. Одно из произведений («Натурщица») намеренно оставлено неотреставрированным, так как разрывы на фигуре обнаженной женщины, наводящие на мысль о насилии, составляют метафору трагической судьбы искусства и наследия П. И. Субботина-Пермяка.
К выставке подготовлено репринтное издание главного труда художника — «О новых системах в искусстве».
В сентябре 2009 года выставка будет показана в Москве в рамках III Московской биеннале современного искусства в арт-центре «Винзавод».
Источник: пресс-релиз Пермской государственной художественной галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090523_subbotin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090523_subbotin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.