Аэрофотоснимки Сергея Ястржембского на выставке «Впечатления. Impressions…»
12 марта в фонде культуры «Екатерина» открывается выставка «Впечатления. Impressions…», на которой можно будет увидеть работы Сергея Ястржембского, сделанные в технике аэрофотосъемки
Фонд культуры «Екатерина», Московский дом фотографии и национальный фотоархив «ГеоФото» представляют выставку фотографий Сергея Ястржембского «Впечатления. Impressions…». Она откроется 12 марта в фонде культуры «Екатерина» (Кузнецкий мост, 21/5, подъезд № 8) и продлится до 5 апреля. На ней впервые будет показано около 200 уникальных снимков, созданных за последние три года известным российским политиком.
Чуть меньше года Сергей Ястржембский оставил посты помощника президента РФ и спецпредставителя президента РФ по взаимодействию с ЕС, чтобы полностью посвятить себя любимому делу — фотографии. 20-летнее хобби Ястржембского сегодня стало смыслом его жизни. На выставке в Фонде культуры «Екатерина» будут представлены три серии фотографий большого формата, созданные Сергеем Ястржембским в последние годы. Все снимки, вошедшие в экспозицию, объединяет «техника съемки» — они созданы на высоте нескольких сотен метров над Землей.
Во вступительном слове к каталогу Сергей Ястржембский написал: «Сейчас уже трудно припомнить, когда именно я “подсел” на аэрофотосъемку. Может, все началось с крыш Московского Кремля и колокольни Ивана Великого, с высоты которых знакомые с детства дворцы и соборы выглядят совершенно иначе, радуя глаз новизной ракурсов и неразличимых с земли деталей. А может, запала в душу боготворимая мною Тоскана, чьи портреты с небес я впервые сделал из корзины воздушного шара».
Выставка состоит из двух разделов: «Тоскана» (снимки разместятся на первом этаже Фонда) и «Аэроимпрессионизм» (три зала второго этажа). Каждый из залов «Аэроимпрессионизма» — это отдельная тема: Африка, Европа и Сибирь, показанная с тех точек и ракурсов, которые были доступны, пожалуй, только Сергею Ястржембскому.
Куратор выставки, директор музея «Московский Дом фотографии» Ольга Свиблова рассказывает: «Сергея Ястржембского в аэрофотосъемке прежде всего интересует визуальная структура, абстрактные композиции, в построении, фактуре и цветовой гамме которых раскрываются различия между разными континентами и странами, определяемые не только природными условиями, но и воздействием на них человеческой цивилизации. Фотографии Ястржембского проявляют объективный характер умозрительных построений русского авангарда. Его Африка брутальна и по композиции, и по цвету. Его Европа живописна, и более импрессионистична. Эти серии интересны сами по себе, но еще интереснее в сравнении одна с другой».
Посетители выставки получат уникальную возможность сравнить страны и континенты, запечатленные с высоты птичьего полета, и насладиться, можно сказать, идеальным сочетанием композиции, фактуры и цвета, созданных природой, увиденных и умело сфотографированных Сергеем Ястржембским.
Сергей Ястржембский о своем увлечении фотографией
Мое увлечение фотографией не было вызвано каким-то особым побудительным мотивом. Наверное, это началось так же, как и у всех (или у многих) любителей фотографии, — когда появляется желание фиксировать моменты вашей жизни на фотопленку и самое интересное и памятное сохранить как можно дольше.
Скорее всего, начало было положено первой моей загранкомандировкой, которая началась в 1981 году, когда я уехал в Прагу работать в журнале «Проблемы мира социализма». В Праге, одном из красивейших городов мира, у меня появилось желание обзавестись фотоаппаратом. Мой первый фотоаппарат был какой-то японской «мыльницей». Какой была первая фотография, я, конечно, не помню. Но основными сюжетами моей любительской съемки была семья, многочисленные поездки по Чехословакии или туристические походы по Праге.
Как давно Вы занимаетесь фотографией?
Пожалуй, можно говорить, что я занимаюсь фотографией более 20 лет, но серьезно занялся постижением культуры фотографии, осваивая специальную литературу, посещая фотовыставки и изучая фотоальбомы, лет пять-шесть назад. Именно тогда у меня появилось желание получить профессиональные навыки фотографа. Думаю, что стимулом послужили мои поездки в Африку — сначала в качестве охотника. В какой-то момент я осознал, что хочу не только добиваться результатов на охоте, но и делать фотографии удивительных, красивейших мест — профессиональной пленочной фотокамерой. И я приобрел Canon. Через какое-то время у меня накопился определенный материал, которым, как я считал в то время, можно было гордиться. И когда я созрел для того, чтобы заниматься фотографией максимально серьезно (не могу сказать — профессионально, поскольку в тот период я находился на государственной службе), через друзей вышел на знаменитого фотохудожника Льва Мелихова. И когда я показал ему свои африканские фотоснимки, он посмотрел, ничего не стал разбирать по косточкам, а просто сказал: «Ну что ж, давай попробуем»… из чего я понял, что не все так безнадежно и за что-то он «уцепился» своим профессионально острым взглядом.
Изменилось ли Ваше отношение к фотографии за последнее время?
Отношение к тому, что я делаю, изменилось безусловно. Если раньше охота была на первом плане, а фотосъемкой я занимался как «побочным продуктом» — от случая к случаю, то в последние пять-шесть лет она уже стала для меня совершенно самостоятельным, требующим особого внимания и особых навыков делом. Я организовываю для себя специальные фотосессии, выезжая для этой цели специально в другие города или страны, снимая с вертолетов или небольших самолетов — благодаря чему накопился материал для только что вышедшего альбома «Аэроимпрессионизм»… То есть я стал отдавать фотографии должное, для того чтобы добиться максимально высокого качества и приемлемого результата. Поэтому, конечно, мое отношение к фотографии изменилось радикально и стало гораздо более серьезным и ответственным.
Наконец, у меня появились свои любимые жанры. Раньше мне было трудно определиться: что меня больше всего привлекает? Я снимал пейзажи — и городские, и природные; фотографировал с воздуха и даже в стиле папарацци, если хотите: в восточных, особенно арабских странах, где люди не любят, когда их фотографируют, связывая с этим свои мистические представления о перемещении душ. Пробовал макрофотографию, черно-белую и цветную… В итоге все сложилось так, что наиболее удачным жанром, где я лучше всего себя чувствую, а результаты наиболее зримы и ощутимы, стала аэрофотосъемка.
Кто Ваши любимые фотографы?
Любимые фотографы? Что касается России, то, конечно же, назову прежде всего Льва Мелихова — не только потому, что он мой «фотогуру» и учитель, а потому, что он действительно выдающийся фотограф, который успешно работает и в жанре фотопортрета, причем психологического, и прекрасно ориентируется в других жанрах — для него не существует никаких секретов и границ в этой профессии. И если он в хорошей форме и нацелен на результат, его фотосъемка всегда запоминается.
Что касается зарубежных авторов и фотографов — тут можно назвать несколько крупных мастеров, чей стиль фотографирования поистине уникален. Они не просто производят на меня сильное впечатление своими работами; некоторые из них дали дополнительный стимул в моем развитии как фотографа. Прежде всего это очень глубокий, пронзительно острый бразильский фотограф Себастьян Сальгадо. Его серия, посвященная, скажем, золотоискателям на рудниках в Бразилии, или репортажные съемки о катаклизмах Черной Африки поражают воображение. Каждая фотография — это фактически целая драма, а иногда и трагедия. Совершенно из другой сферы — великолепный итальянский фотохудожник и друг нашей семьи Массимо Листри, один из лучших фотографов мира по интерьерам, автор многочисленных альбомов, публикаций во всех ведущих дизайнерских и архитектурных журналах, человек, который снял лучшие дворцы и дома Италии, Франции, Марокко, Камбоджи и других стран.
Назову еще трех авторов. Два из них специализируются на фотосъемке в Африке. Там я провожу достаточно много времени и тоже пленен этим континентом и той фотонатурой, с которой там сталкиваешься. Один из них — немец Микаэль Полица, другой — южноафриканский фотограф Стив Блум. Их великолепные альбомы, посвященные Африке, являются для меня, по сути, настольной книгой. Ну и, наконец, еще один фотограф — Ян Артур-Бертран, француз, один из лучших, если не сказать лучший мастер аэрофотосъемки. Пожалуй, этими именами я и ограничусь.
Считаете ли Вы свои фотографии современным искусством? Почему?
В том, что фотография является искусством, у меня нет никаких сомнений. Внутри современной фотографии существует масса самостоятельных направлений, скажем, Дортмундская школа… огромное количество фотохудожников и мастеров, которые создали свои школы и действительно подняли фотографию до уровня художественного произведения. И неслучайно эти фотографии получают соответствующую оценку и на арт-рынке; многие из них успешно продаются в галереях и на аукционах, проводимых крупнейшими аукционными домами мира.
Являются ли мои фотографии современным искусством — уже не мне судить, а тем людям, для которых я фотографирую, а оценивать себя считаю неправильным.
Какое искусство сейчас актуально?
Я не являюсь профессиональным искусствоведом, хотя, естественно, слежу за современными тенденциями в мире искусства. Посещаю выставки — не только фотографии, но и других видов искусства, стараюсь не пропускать музыкальные премьеры. Думаю, любое искусством можно смело считать современным, если оно находит отклик у современников, задевает их, будоражит их воображение, заставляет пропускать увиденное через себя.
Расскажите, пожалуйста, о выборе мест для съемки.
Как я уже говорил, многие фотосессии проходили параллельно с охотой. Фотосумка, которая, кстати, весит около 12 кг, постоянно со мной в таких поездках. Часто выделяю время для того, чтобы пофотографировать с воздуха. Назову целый ряд регионов, в которые я ехал ради охоты, а потом часть времени посвящал фотографии: Таймыр, Якутия, Ханты-Мансийск, Курилы. Если брать Африку — такие съемки были в Ботсване, ЮАР, Мозамбике.
Были специальные фотосессии, которые организовывались только ради «охоты» за фотографией: так было в Норвегии летом прошлого года, в Тоскане и Польше.
Почему Тоскана? Она меня притягивает со многих точек зрения. Мне кажется, это самый привлекательный регион мира, какой я видел за многие десятилетия поездок, командировок, путешествий по миру. Другого такого уголка Земли — настолько насыщенного природными, архитектурными ландшафтами, художественными ценностями, настолько богатого своей историей и традициями — я не знаю. В Тоскане есть несколько районов, которые считаются мировым наследием пейзажа. Это очень редкая оценка со стороны ЮНЕСКО, которая была дана именно нескольким тосканским районам — в силу ни с чем не сравнимой красоты этих мест. Можно сказать о Тоскане еще много лестных слов — в частности, о местной кухне, о гостеприимстве этих людей, об огромных исторических пластах, которые лежат в основе сегодняшней жизни в Тоскане. Там история буквально окружает вас на каждом шагу, и во многих городишках, крепостях, монастырях, деревеньках нельзя избавиться от ощущения, что срабатывает машина времени — и вас отбрасывает куда-то далеко назад. В общем, Тоскана меня привлекает больше всего в силу своей удивительной внутренней гармонии.
Африка интересна другим: своими взрывными красками, лицами людей, животным миром… Я как раз начал осуществление одного проекта, связанного с Африкой, и хочу набрать материал для самостоятельного издания, посвященного людям Африки, их обычаям, традициям, праздникам, церемониям, их повседневной жизни.
Расскажите, пожалуйста, пару историй о создании тех или иных фотографий.
В последнее время мы с коллегами увлеклись съемками документального кино. В прошлом году в Марокко снимали первый наш документальный фильм, который назвали «Последние пленники пустыни». Мы посвятили его тем кочевникам, которые еще продолжают вести жизнь традиционных номадов и пока еще не растворились в современной цивилизации. Они составляют сегодня где-то 2-3 процента населения Марокко. И, хотя я выступаю в роли не только автора идеи, но и режиссера-дебютанта, привязанность к фотографии настолько сильна, что каждый день я выходил на съемки, обязательно держа при себе фотоаппарат. Делал много снимков (нельзя сказать, что это была самостоятельная фотосессия, поскольку приоритет все-таки был отдан документальному фильму) — я постоянно старался выкроить мгновения, чтобы сфотографировать людей, пейзажи, которые отличались невероятной живописностью. И многие снимки, сделанные в Марокко, прежде всего пустыня, пески, дюны, появились благодаря документальному фильму, и все они стали ценной частью моей коллекции. Один раз мы присутствовали на традиционной берберской свадьбе, в песках, где отработали почти целый день, снимая документальный фильм. Там все было настолько сказочно красиво, сочно, необычно для европейского глаза, что невозможно было оторваться и от фотоаппарата; часть этих снимков уже опубликована в журналах.
Есть ли среди представленных на выставке снимков наиболее любимые?
Есть. Хотя все фотографии на выставке все равно что любимые дети, и между ними трудно проводить какое-то различие... Я говорю о серии снимков, сделанных в Южной Африке с самолета, которые я особенно ценю. Цвета, фактура и геометрический язык земли настолько напоминали мне живопись русских авангардистов начала прошлого столетия, что захотелось незамедлительно воспроизвести это на фотографии. Эти снимки сегодня представлены на выставке, и я их вижу именно как посвящение русскому авангарду. Есть несколько сделанных с вертолета снимков тех мест в Тоскане, которые я очень люблю, — это холмы между Сиеной и Флоренцией, в долине Валь Д’Орча. Обычно я их снимал «с ног», объезжая эти места на автомобиле. На сей раз мне удалось снять их с воздуха — и я получил от этой фотосессии большое удовольствие.
Какой снимок Вы еще пока не сделали?
На этот вопрос нет ответа. Надеюсь, что лучшие снимки ждут меня впереди.
Источник: пресс-релиз фонда культуры «Екатерина», Московского дома фотографии и национального фотоархива «ГеоФото»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090310_jastrzhemskij_impressions.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090310_jastrzhemskij_impressions.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.