Портреты кисти Герхарда Рихтера в лондонской Национальной портретной галерее
Впервые в одной экспозиции объединены портреты, создававшиеся мастером на протяжении всей своей творческой карьеры — с 1960-х годов и до наших дней
В лондонской Национальной портретной галерее недавно открылась выставка портретов, выполненных Герхардом Рихтером (Gerhard Richter) — одним из самых известных современных художников. Это первый проект такого масштаба, который объединяет работы, создававшиеся мастером на протяжении всей своей творческой карьеры — с 1960-х годов и до наших дней. В экспозицию вошли ранние черно-белые картины, сделанные на основе журнальных фотографий, работы, основанные на личных снимках, инсталляция со знаменитой серией «48 портретов», а также портрет его дочери Эллы, который зрители увидят впервые.
Выставки произведений Герхарда Рихтера проводились неоднократно, но, как правило, их организаторы и кураторы пытались представить его творчество во всем многообразии и непременно включали в экспозицию абстрактные полотна. Особенность последнего проекта Национальной портретной галереи в том, что он дает возможность сконцентрироваться именно на портретах и рассмотреть их во всех подробностях. Посетители могут увидеть 35 ключевых полотен из крупнейших публичных и частных собраний всего мира. Выставка организована хронологически и делится на несколько частей.
Самая совершенная картина
В 1962 году Рихтер начал создавать портреты и другие произведения, взяв за основу фотографии, которые он находил в газетах и журналах. Отклонившись от абстрактной манеры, в которой он работал до этого, он не испытывал желания писать картины, отталкиваясь от наблюдений и интерпретаций, и хотел найти более прямой и объективный способ изображения окружающего мира. В результате он обратился к фотографии, которую, в силу того что она делается механическим способом, считал «самой совершенной картиной».
Героями этих произведений Рихтера становились не только узнаваемые персонажи, но и неизвестные лица. В этом отразилось его нетрадиционное отношение к портретной живописи: «Я думаю, что художнику не нужно ни видеть, ни знать свою модель. Портрет не должен выражать ее душу, сущность или характер. И художник не должен показывать в нем какое-то свое, особое восприятие модели…» Таким образом, в портретах воплотилась одна из главных идей Рихтера — о том, что реальность нельзя увидеть или познать, она остается скрытой под внешней оболочкой, которую и показывает автор.
Заветные снимки
Примерно в 1964 году помимо фотографий из газет и журналов Рихтер начинает использовать снимки из семейных альбомов. В отличие от грамурных и сенсационных снимков СМИ, столь любимых представителями поп-арта, эти любительские фотографии привлекали художника своей простотой и обыденностью: «Все создают свои собственные, “заветные снимки”: это образы родственников и друзей, которые сохраняются на память».
Интересно, что получившиеся в результате картины очень точно передают впечатление от семейного снимка, даже несмотря на то, что они сильно увеличены по сравнению с оригиналом. Видит ли зритель людей на пляже, на фоне снега, или в домашней обстановке, — у него все время создается ощущение, будто он смотрит на них через объектив фотокамеры. Также Рихтер использует прием «размытия», «смазывания» изображения и тем самым вновь намекает на то, что картина является лишь неточным отображением реальности, мы видим лишь внешние оболочки, а внутренние сущности остаются скрытыми от нас.
Непрерывная неопределенность
Картины, которые Рихтер создавал на основе фотографий, будь то семейные или журнальные снимки, не подразумевают ничего конкретного, они не привлекают внимание к какому-то особому аспекту или признаку. Таким способом автор отрывает зрителя от постоянного человеческого стремления к поиску смыслов во внешности людей и окружающих предметов и делает акцент на загадке внешнего. При этом картины, на которых изображены люди в повседневной жизни, остаются открытыми для интерпретаций. Таким образом, эти портреты передают извечную человеческую проблему: стремление понять мир и невозможность узнать что-либо наверняка. С середины 1960-х годов это напряжение между свободой истолкования и его неосуществимостью в работах Рихтера усиливается. О том, что такие образы кажутся одновременно двусмысленными и чрезвычайно загадочными, автор говорил: «Вы понимаете, что никак не можете изобразить реальность. То, что вы создаете, передает лишь самое себя, и потому само является реальностью».
Частные фотографии
Около 1964 года Рихтер начинает работать над портретами арт-дилеров, коллекционеров, художников и других людей, с которыми его связывали профессиональные знакомства.
В числе самых ранних произведений — три портрета арт-дилера Альфреда Шмела (Alfred Schmela), один из которых можно увидеть на выставке. Именно Шмела организовал первую персональную выставку Рихтера в Дюссельдорфе в 1964 году. Тогда же художник написал портрет в полный рост Арнольда Боде (Arnold Bode), куратора выставки «Documenta 2» 1959 года, которая привлекла внимание Рихтера к современному искусству. В том же 1964 году художник создал несколько портретов Вилли Шнивинда (Willy Schniewind) — одного из первых коллекционеров его работ.
С 1966 года художник использует в качестве основы для портретов не только фотографии, которые получил от других, но и свои собственные. В 1971 году он написал художницу Бриджид Берлин (Brigid Berlin), прославившуюся благодаря знакомству с Энди Уорхолом (Andy Warhol), а в середине 1970-х он сделал весьма интересный портрет британских авангардистов Гилберта и Джоржда (Gilbert and George), взяв за основу снимок с несколькими экспозициями.
Личные портреты
Увлечение собственными фотографиями привело Рихтера в конце 1970-х годов к созданию портретов членов своей семьи и близких друзей. Первоначально произведения на столь интимные темы сильно отличались от его ранних, безличных работ. Но последние его творения в этой области вновь приобретают двойственность, которая присутствовала в портретах Рихтера в начале: они открыты для зрителя и в то же время непроницаемы и непостижимы.
Это заметно в двух портретах его дочери Бетти — 1977 и 1988 годов. Первый достаточно четок и ясен, второй же более мягок, в нем главная героиня отворачивается от зрителя. На трех портретах IG 1993 года художник изобразил свою вторую жену со спины, а на картине Lesende (1994) можно увидеть его третью жену Сабин Моритц (Sabine Moritz), углубившуюся в чтение журнала. Не смотрят на зрителя и сам художник со своего автопортрета 1996 года, и его младшая дочь Элла на картине 2007 года, которая экспонируется впервые. И все же, несмотря на то, что все вышеперечисленные произведения являются глубоко личными, они, как считает сам Рихтер, остаются всего лишь «видимостью».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090309_richter_portraits_in_npg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090309_richter_portraits_in_npg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.