Выставка работ Веры Ермолаевой в Галеев-галерее
Выставка, посвященная творчеству художницы Веры Ермолаевой, проходит сейчас в московской Галеев-галерее
В московской Галеев-галерее (Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1) проходит выставка работ Веры Михайловны Ермолаевой (1893–1938).
Вера Ермолаева — одна из самых малоизученных фигур в русском изобразительном искусстве первой половины ХХ века. Безграничное уважение к ней со стороны современников-коллег, признанных и прославленных, множество ссылок и упоминаний, связанных как с ее творчеством, так и с ее особой ролью во многих начинаниях русского авангарда, — все это до недавнего времени было несоразмерно ее известности и месту, которое она занимает в истории развития этого направления. Художественная критика на протяжении десятилетий позволяла существовать Ермолаевой лишь в пространстве текста, но не в ареале художественной культуры. Эта оценка художнику, опосредованная через текст, лишала возможности открытия — непосредственного контакта с ее творчеством.
Положение изменилось в 1972 году, когда стараниями ленинградского исследователя русского авангарда Евгения Ковтуна была проведена ее первая персональная выставка. Миф о Ермолаевой, бытовавший в рамках ограниченного круга ее почитателей, стремительно перерастал в объективную реальность, в аксиому: ее творчество — незаурядное явление.
Судить в полной мере об искусстве Ермолаевой мы можем по едва сохранившейся части ее наследия. О том, какая это часть, никому не дано знать. Немногочисленные образцы ее живописного мастерства отражают лабораторный характер ее пластических исследований, сложный мир ее внутренних переживаний, метафизический характер ее воплощений и образов. Не вызывает сомнений, что Ермолаева прокладывала свой путь в живописи, до нее лишь пунктиром намеченный. Синтезировав новейшие художественные открытия, Ермолаева выступила с оригинальной концепцией. (Довести до конца начатое было не суждено: художница была арестована и впоследствии расстреляна в казахстанском лагере.)
Другая часть ее творчества перевешивает количественно, но не заслоняет главного. Дар живописца-мыслителя вполне пригодился Ермолаевой во время работы в Детгизе, гавани ленинградских «левых» в 1925–1932. Вера Михайловна оформила более пятидесяти детских книг и журналов, именно в таком качестве ее и считали художником долгое время. Формальным поводом для ареста послужили ее иллюстративные композиции на тему гётевского «Райнеке-Лиса», в которых власти усмотрели бунтарски оппозиционное отношение автора к существующему порядку. Эти листы демонстрируются на выставке, и любой зритель может недоумевать по поводу абсурдности нашего недавнего прошлого. Это мнение разделял и соратник Ермолаевой Даниил Хармс. Макет их совместной книжки также можно увидеть на выставке.
Выставку сопровождает альбом-монография, в котором впервые опубликованы материалы и иллюстрации, не вошедшие в издание Русского Музея, приуроченное к персональной выставке художника в ГРМ в 2008 году.
Выставка Веры Михайловны Ермолаевой в московской Галеев-галерее (Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1) продлится до 31 марта 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090201_vera_ermolaeva.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090201_vera_ermolaeva.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.