Античная скульптура — страсть Фрейда и Родена
В парижском музее Родена сейчас экспонируются произведения античной скульптуры из коллекций Зигмунда Фрейда и Огюста Родена
Зигмунд Фрейд и Огюст Роден никогда не встречались. Однако у них была одна общая страсть. Они оба были пылкими и успешными коллекционерами античной скульптуры.
Сейчас в музее Родена в Париже проходит выставка, на которой можно увидеть 280 предметов из этих двух прекрасных собраний. Около двухсот из представленных произведений входят в собственную коллекцию музея, а остальные поступили из музея Фрейда в Лондоне. В экспозицию вошла лишь малая часть двух собраний, принадлежавших знаменитому психоаналитику и великому скульптору. За много лет Фрейд приобрел около 3 тысяч произведений — в основном это греческие, римские и египетские статуэтки. Коллекция, составленная Роденом, почти в два раза больше.
Античные скульптуры из собрания Фрейда уцелели во многом благодаря правнучатой племяннице Наполеона принцессе Мари Бонапарт (Marie Bonaparte), которая была ученицей известного психоаналитика. Когда в 1938 году Фрейд был вынужден покинуть Вену, именно она заплатила т. н. «выкуп» для того, чтобы он смог выехать из страны и увезти с собой в Лондон все свои вещи и документы.
Как говорил врач и друг Фрейда Макс Шур (Max Schur), коллекционирование было одним из сильнейших его пристрастий, занимавших второе место после привычки к никотину. А сам Фрейд однажды сказал писателю Стефану Цвейгу (Stefan Zweig), что «читал об археологии даже больше, чем о психологии».
Возможно, он несколько преувеличивал. Однако несомненным остается то, что он воспринимал археологов как близких по духу людей. «Психоаналитик, как и археолог, должен снимать в душе пациента слой за слоем, чтобы докопаться до самых глубоких и самых драгоценных сокровищ», — рассказывал он одному из своих знаменитых пациентов, Человеку-Волку — Сергею Панкееву.
Постепенно статуэтки заполняли все свободное пространство в кабинете и в доме Фрейда. Как солдаты на параде, они выстраивались стройными рядами на книжных полках, в шкафах, на столах, и даже вторгались на его опрятный рабочий стол.
Если вы ожидаете увидеть среди экспонатов множество фаллосов, сатиров и других сексуальных символов, вы, скорее всего, будете разочарованы. Эта коллекция могла быть составлена любым скромным знатоком классической филологии викторианской эпохи. Крылатый Эрос IV века до н. э. больше похож на ангела, чем на объект, призывающий к плотским утехам. А вот крылатый сфинкс V века до н. э., пожалуй, будет пользоваться у фрейдистов большей популярностью. Ведь они знают, что его история связана с Эдипом, разгадавшим его загадку.
Подход Родена к коллекционированию был иным. Еще в юности он делал зарисовки с изваяний в Лувре, и всю свою жизнь он продолжал делать эскизы и собирать фотографии скульптур. Его коллекция античных артефактов служила источником вдохновения для собственной работы. В большинстве случаев он ограничивался лишь фрагментами — изгибом линии тела, одеянием, жестом. Для него главной была экспрессивность детали, а не целого. А иногда он развлекался, создавая гибриды античных произведений и своих собственных, — например, помещал женский торс в ионический килик.
Организаторы выставки не пытаются привести эти две коллекции к общему знаменателю, что в любом случае было бы бесполезно. Оба собрания представлены по отдельности. Однако самый красивый предмет в экспозиции не принадлежит ни к одной из них. Это рельеф из музеев Ватикана с изображением босой римлянки.
Именно она является во сне археологу в романе немецкого писателя Вильгельма Йенсена (Wilhelm Jensen) «Градива», так поразившем Фрейда, что он написал о нем целую книгу-комментарий. Позднее, во время поездки в Рим, он купил гипсовый слепок этого рельефа и повесил его над кушеткой в своем консультационном кабинете. Выставка в парижском музее Родена, которая продлится до 22 февраля, дает зрителям возможность ознакомиться с его оригиналом.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090131_rodin_antique_sculpture.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090131_rodin_antique_sculpture.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.