Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ
Выставка, на которой представлены редкие скульптурные произведения 1930–70-х годов, выполненные в разных техниках керамики, проходит в залах Третьяковской галерее на Крымском Валу
Сменная экспозиция из фондов скульптуры ХХ века продолжает долгосрочный выставочный проект «Третьяковская галерея открывает свои запасники». По сложившейся традиции здесь собраны редко выставляемые и незнакомые публике произведения выдающихся мастеров, в данном случае — выполненные в разных техниках керамики на протяжении 1930–70-х годов. Даже небольшое число работ, включенных в экспозицию, позволяет оценить стилистическое и жанровое многообразие скульптурной коллекции музея.
Нарядно-декоративная, в светлых тонах выставка на Крымском Валу в зале № 24 показывает мощный потенциал древнего гончарного ремесла. С веками керамика (так называют все изделия из обожженной глины) обрела множество разновидностей: фарфор, фаянс, терракоту и майолику. Сегодня керамика — органичная и значимая ветвь искусства скульптуры.
В центр зала помещена композиция Бориса Воробьева «Лежащий белый медведь» (1958, фарфор). Фарфоровые статуэтки того же автора, много лет работавшего на Ломоносовском фарфоровом заводе, отсылают к первоисточнику — мелкой пластике, которую с XVIII века производило это знаменитое предприятие. Подражая Китаю и Западной Европе, Императорский фарфоровый завод помимо посуды изготавливал миниатюрные композиции с фигурами людей или животных, украшенные полихромной росписью и позолотой. Подхваченная подмосковными заводами Ф. Гарднера и А. Попова традиция сохранилась и в ХХ столетии.
В ХХ веке к керамике обращались крупнейшие скульпторы России, например Вера Мухина, чья статуэтка «Юрий Долгорукий» (1948) — это монумент в миниатюре. На ее примере ясны такие свойства фарфора, как светоносность и ослепительная белизна, которую с изысканным лаконизмом дополняет роспись золотом. Иные качества того же материала выявил Сергей Орлов — мастер скульптуры малых форм, вошедший в историю именно как автор памятника Юрию Долгорукому в Москве. Присущая фарфору пластичность позволяет добиться тончайших, будто кружевных, форм и сложных очертаний. Буйная поросль диковинных цветов, причудливая лепка фантастических персонажей характерны для композиций С. М. Орлова «Сказка» и «Иванушка на Коньке-Горбунке» (обе — 1944), созданных в период возросшего интереса к национальным традициям. В больших, но дробных работах с барочным обилием деталей и стремлением передать движение мелкая орнаментика обогащена яркой росписью.
Подобный динамизм и колористическая избыточность отличают произведения Зинаиды Баженовой, прежде всего в технике майолики, исполненные на Гжельском керамическом заводе («Русский танец», 1949). Подобно многим коллегам, З. В.Баженова успешно работала и в фарфоре, требующем самой «деликатной» манеры обращения, и в фаянсе — материале более пористом и менее пластичном.
Полвека посвятил керамике Исидор Фрих-Хар — оригинальный мастер, владевший всем многообразием формальных и технических методов. С 1928 по 1978 год он руководил художественной лабораторией Конаковского фаянсового завода. К работе в керамике он привлек лучших художников Москвы, их произведения снискали успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже. И. Г. Фрих-Хар легко переходил от пластики в духе неопримитивизма («Негр под пальмой», 1929, фаянс) к жанру портрета-шаржа («Карандаш (артист М. Н. Румянцев)», 1945, фаянс) или окрашенной лиризмом анималистике в фарфоре. Впервые для демонстрации в музее заново смонтированы необычные работы И. Г. Фрих-Хара в майолике — огромные парные торшеры «Елки» (1955–1956), созданные на заводе в Гжели. Свет ламп усиливает радужные переливы глазури с добавками перламутра и металлов. Такую керамику монументальных форм в 1930–50-е годы часто использовали для фонтанов, станций метро и павильонов ВДНХ.
Классиком фарфоровой пластики признан Алексей Сотников, с 1931 года по 1980-е работавший на Дулевском заводе. Лирическое дарование мастера проявилось в композициях «Материнство (Переполох)» (1947), «Весна» (1976). Выставка ярко показывает эволюцию стиля А. Г. Сотникова — ученика В. Е.Татлина. Акцентируя обтекаемые объемы, выявляя тектонику композиции, А. Г. Сотников обыгрывал гладкую, блестящую поверхность фарфора, оттеняя его благородную белизну нежно-голубым, розовым и светло-коричневым тонами. Большая скульптура «Лев в цирке» (1962–1966) по условности образа близка резным деталям русского народного зодчества.
Свои особенности имеет в фарфоре жанр портрета: в небольшом масштабе легче создавать фигуры в рост, привнося черты бытового жанра. В силу декоративных свойств росписи выразительно контрастируют между собой образы деятелей театра в трактовке Ильи Слонима («С. В. Образцов», 1948) и Марии Литовченко («К. Н. Лаптев в роли Риголетто», 1962). Совсем иной характер у портретной статуэтки Марии Холодной «Скульптор И. Г. Фрих-Хар» (1975). Стремясь уйти от помпезности предыдущей эпохи, автор подчеркивает свойства терракоты — простейшей по технологии керамики с естественным цветом глины, не покрываемой глазурью, и разнообразит ее фактуру.
Выставка керамики середины ХХ века — эмоционально просчитанная остановка в лабиринте постоянной экспозиции, рядом с хроникой художественной жизни СССР 1920–50-х годов. Внезапно с драматического накала «большого стиля» зритель переключается на теплое, камерное искусство. Здесь особенно заметен диапазон таких скульпторов, как В. И. Мухина и И. Г. Фрих-Хар, чьи монументальные и станковые работы тоже представлены на Крымском Валу. Вместе с тем соседство с важнейшими тематическими разделами экспозиции «Искусство XX века» и выставкой театрально-декорационных эскизов более раннего периода, которому присуща дерзость эксперимента, позволяет увидеть сложность, противоречивость и разноплановость художественной жизни эпохи.
Выставка открыта до 1 июня 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090119_porcelain.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090119_porcelain.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.