«Борис Иофан и новый Вавилон. Утопия или ничего»
8 октября в галерее «Ателье № 2» в Центре современного искусства «Винзавод» откроется выставка Бориса Иофана
8 октября в галерее «Ателье № 2» в Центре современного искусства «Винзавод» откроется выставка Бориса Иофана.
Борис Иофан — один из самых известных архитекторов сталинской эпохи. Созданный им в 1930-е годы проект Дворца Советов — беспрецедентного по масштабу здания, не имеющего исторических аналогов и призванного превзойти по размерам все известные сооружения древнего и нового времени, — стал идеальной иллюстрацией коммунистической идеологемы. Дворец Советов проектировался как главное советское здание, образ которого соответствовал бы стремлению власти к мировому господству, желанию поразить общество дерзновенным, глобальным проектом. В определенном смысле Дворец Советов можно назвать Вавилонской башней ХХ века. Так случилось, что Дворец Советов сейчас гораздо менее известен, чем башня Татлина, неоднократно реконструированная и бесконечно воспроизводимая. Но история создания Дворца Советов представляет огромный интерес хотя бы потому, что это самый яркий пример взаимодействия власти и творца, архитектора, драматичная, полная внутренних коллизий, продолжительная история проектирования коммунистического фантома. История создания проекта, как и сам проект, дает богатейший материал для многочисленных интерпретаций, что уже частично было сделано в постмодернистское время. Достаточно вспомнить плакат «бумажного» архитектора Зосимова «Сдавайте деньги на восстановление Дворца Советов» или коллаж Паперного для выставки в Нью-Йорке.
Помимо Дворца Советов, Борис Иофан спроектировал знаменитый «Дом на набережной», где жило более пятисот семей партийных деятелей, с уникальной инфраструктурой, включающей известный кинотеатр «Ударник». Среди работ Иофана внимания заслуживают также конструктивистский санаторий в Барвихе и советский павильон на международной выставке в Париже, завершенный скульптурной группой Мухиной «Рабочий и колхозница». Проекты Иофана демонстрировались на выставках «Москва — Берлин», «Тирания прекрасного» в венском музее МАК, на известной международной выставке тоталитарного искусства в Hayward Gallery в Лондоне и многих других. Проекты и модели хранятся в государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, фонде «Русский авангард», в канадском центре архитектуры.
На выставке впервые демонстрируются наиболее эффектные проекты и макеты Дворца Советов, что стало возможным благодаря стараниям потомков Бориса Иофана, полагающих, что его архив должен стать достоянием общественности. Дополняют экспозицию работы современных художников, пытающихся сформулировать утопию XXI века, ознаменовавшего собой конец романтической эпохи. Романтизм творцов прошлого сегодня приравнивается к строительству Вавилонской башни, заведомо невозможному. Среди этих художников — Петр Белый, Виталий Пушницкий, Тигран Малхасян, Иван Плющ и другие. На открытие выставки приглашен директор лондонского музея дизайна Дейян Суджич с лекцией «Политика в архитектуре».
Выставка работает ежедневно с 14.00 до 20.00
Выходной день: понедельник, вторник.
Источник: пресс-релиз Центра современного искусства «Винзавод», artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081006_boris_iofan.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081006_boris_iofan.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.