Art Investment

Полоска — графическое воплощение темы времени

Галерея ПРОУН представляет новый выставочный проект «Рядом»: домотканые украинские ковры, декоративные эскизы русских авангардистов (Л. Поповой, О. Розановой, К. Рождественского, М. Матюшина и др.) и раннюю графику современного художника А. Константинова

Галерея ПРОУН на ВИНЗАВОДе представляет новый выставочный проект «Рядом», объединивший домотканые украинские ковры (рядна), декоративные эскизы русских авангардистов (Любови Поповой, Ольги Розановой, Константина Рождественского, Михаила Матюшина и других) и раннюю графику современного художника Александра Константинова.

Цветная полоса для искусства ХХ века стала основным пластическим модулем, вдохновившим многие эксперименты в области геометрической абстракции. С особой ясностью и полнотой она проявилась в эстетике украинского рядна, домотканого ковра, и ее же активно использовали супрематисты и художники, попавшие в творческую орбиту Малевича, как непосредственно в живописных опытах, так и в многочисленных декоративных эскизах. Любовь Попова, Ольга Розанова, Константин Рождественский, Илья Чашник, Варвара Степанова и другие мастера разрабатывали формально-цветовую структуру полосы, усложняя и варьируя ее.

«Рядно» — так называют на Украине тканый полосатый коврик. Куратор выставки Марина Лошак поместила его рядом с экспериментами авангардистов и работами современного художника. «Для меня не очевидно, на самом деле, кто сильнее: крестьянин, который сделал свое рядно, или тот большой мастер, который сделал полоску темой своей работы. Мне кажется она просто фантастическая! Каждую минуту она меняет ритм полосочек. Гениальное ощущение ритма, цвета и фактуры», — говорит Марина Лошак.

Благодаря сознательным коллекционерам не все коврики, привезенные из деревень степной Украины, анонимны. Хевдора Маслак и Лисавета Квитка — имена этих художников известны гораздо меньше, чем имя Казимира Малевича, а ведь не исключено, что уроки абстрактной формы и чистого цвета основатель супрематизма брал именно у народных ткачей. «Он вырос в окрестностях Каменец-Подольска, в музее которого, кстати, хранится большая коллекция ряден, это не могло не повлиять на него», — замечает Марина Лошак.

В двадцатые годы геометрическая абстракция не ограничивалась областью чистого искусства. Учеников Малевича в полосках привлекала идеальная геометрия, художников группы Михаила Матюшина — цветовой ритм.

Современный художник Александр Константинов ссылается и на опыт абстракционистов, и на опыт народного ткачества. «Ткацкая тема в полосочках возникает в связи с темой времени, как графическое воплощение темы времени», — поясняет он.

Время — это материя, доступная скорее музыке, нежели живописи, сожалеет Александр Константинов. На музыкальный манер он называет свою работу «Септет». Семь полос — семь ритмических вариаций. За геометрией и абстрактными смыслами в работах Константинова обнаруживается рукотворность и проработанность каждой линии.

Полоса — энциклопедия графических техник Александра Константинова 1990-х годов. В 2000-х такими же полосками он «изрисовал» Париж, «создал» ледник в австрийских Альпах и «блуждающие стены» у Третьяковской галереи. «Тогда я рисовал на бумаге, теперь — на небе, городе, парке», — рассказывает он.

Ольга Зубакина перевела книгу Мишеля Пастуро «Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей». В Средневековье полосатые поверхности пугали людей. Невозможно разобрать, где фон, а где фигура. Полосатые одежды предписывались изгоям, еретикам, предателям, шутам и морякам — людям ненадежным. «В новое время все с точностью до наоборот, потому что меняется отношение к норме», — поясняет переводчик.

В современном искусстве и современной культуре смыслы, накопленные полосками в разные эпохи, сосуществуют. На выставке «Рядом» можно наблюдать и постоянство универсальной формы, и вариации под стать джазовой импровизации.

Проект «Рядом» не претендует на однозначность сопоставлений, речь идет именно о нахождении «рядом», о визуальном родстве украинского рядна, графики авангардистов и Александра Константинова. Этот ряд можно расширять и дополнять, находя все новые соответствия в истории искусства, вспоминая и о неопластицизме Мондриана, и «картинах-молниях» Барнетта Ньюмана, и «живописи полей» Марка Ротко.

Выставка в галерее ПРОУН на ВИНЗАВОДе работает с 23 сентября до 16 ноября 2008 года. Время работы галереи: вторник — воскресенье, с 12:00 до 20:00.

Источники: tvkultura.ru, proungallery.ru, winzavod.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080924_exhibition_project_near.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080924_exhibition_project_near.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе