Выставка ранних работ Бориса Свешникова в США
В музее Джейн Вурхис Циммерли проходит выставка знаменитого русского нонконформиста Бориса Свешникова. В экспозиции представлены картины и графические произведения, созданные в период с 1940 по 1961 год, в том числе и знаменитые лагерные рисунки
Весной в музее Джейн Вурхис Циммерли (Jane Voorhees Zimmerli Museum) в городе Нью-Брунсуик (штат Нью-Джерси) открылась выставка работ выдающегося русского художника Бориса Свешникова (1927–1998). Там можно увидеть картины и графические произведения, созданные в период с 1940 по 1961 год, в том числе и знаменитые лагерные рисунки.
Свешников — один из самых известных русских художников, прошедших ГУЛАГ. В 1946 году 19-летний студент Института прикладного и декоративного искусства был обвинен в подготовке убийства Сталина и получил восемь лет лагерей. Вместе с ним был осужден другой художник, будущий нонконформист Лев Кропивницкий, а также еще несколько человек. Из всех «заговорщиков» Свешников был знаком только с Кропивницким, поэтому получил меньший срок, чем все остальные.
Юный художник провел год в тюрьме. Затем он был направлен в Ухтижемлаг (республика Коми), где провел около двух с половиной лет. Условия жизни и работы заключенных были кошмарными: им приходилось валить лес и копать землю по десять — двенадцать часов в день, невзирая ни на какие погодные условия. А ночью в бараке на клочках бумаги Свешников рисовал свои удивительные видения. Так же как и многие художники, прошедшие лагерь (тот же Кропивницкий), художник отказался от реализма в изображении трагедии, которую ему пришлось перенести. На его рисунках можно увидеть лагерные «реалии» — бараки, частокол, мрачную тайгу — по соседству со странными, пугающими персонажами и фантастическими химерами. Свешников создавал иную, параллельную вселенную, где отсутствует привычная логика, не действуют законы, изобретенные в нашем мире.
Голод и нечеловеческий труд привели к тому, что Свешников заболел дистрофией. Его отправили умирать в лагерную больницу, где доживали свой несчастный век такие же, как он, доходяги. Но благодаря помощи друга семьи, геолога Николая Тихоновича, художника перевели в инвалидный лагерь Ветлосян, где Свешников стал работать ночным сторожем. В своей каморке он рисовал, а позже стал писать картины. Родные иногда присылали ему материалы, что-то перепадало из лагерной живописной мастерской. Так появились знаменитые лагерные рисунки, выполненные на обычных листах из альбома. Художник не предполагал, что его работам будет когда-либо суждено выйти за пределы лагеря, но благодаря некоторым знакомствам ему удалось передавать их на свободу. В 1954 году Свешников был освобожден, а спустя два года — реабилитирован.
После лагеря Свешников зарабатывал на жизнь главным образом как художник-оформитель. Вместе с тем он писал картины в своем «фирменном» стиле фантастического реализма. Трагическая магия видений, которые он изображал на своих лагерных рисунках, не отпускала его. В более поздний период творчества Свешников обратился к пуантилизму.
Художник считается одним из главных представителей нонконформизма, хотя искусство, которое он создавал, очень личное и далекое от всякой политики. Как сказал художник: «То, что я написал дома, я написал для себя… Все мои работы посвящены могиле».
Выставка ранних работ Свешникова продлится до 12 октября. Все произведения, экспонирующиеся на ней, происходят из собрания Нортона и Нэнси Додж (Norton and Nancy Dodge). Супруги Додж собрали одну из лучших в мире коллекций нонконформистского искусства из Советского Союза, насчитывающую около 17 тысяч работ. Сейчас собрание находится в музее Циммерли.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080817_boris_sveshnikov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080817_boris_sveshnikov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.