Радикальная революция заканчивается 24 августа
Осталось 10 дней, чтобы успеть увидеть в ГМИИ имени А. С. Пушкина выставку «Футуризм — радикальная революция. Италия — Россия», включающую работы из музеев и частных собраний Италии, России, Швейцарии, США, Израиля
Осталось 10 дней, чтобы успеть увидеть в ГМИИ имени А. С. Пушкина выставку «Футуризм — радикальная революция. Италия — Россия», включающую работы из музеев и частных собраний Италии, России, Швейцарии, США, Израиля. Выставка посвящена 100-летию возникновения одного из направлений в искусстве ХХ столетия. Основателем футуризма выступил Филиппо Томазо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года на передовице парижской газеты Le Figaro манифест нового искусства.
Первая в России панорамная экспозиция футуристического искусства подготовлена ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето (Италия). В проекте принимает участие более 30 музеев и частных коллекций: из России, Италии, США, Швейцарии, Израиля. Выставлены картины также из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея В. Маяковского, Национальной галереи современного искусства (Рим), Муниципального собрания современного искусства (Милан), Музея современного искусства (Нью-Йорк), Израильского музея (Иерусалим).
В экспозиции представлено около 300 произведений, созданных крупнейшими мастерами нового направления, такими как Балла, Северини, Боччони, Кара, Ларионов, Гончарова, Маяковский.
Творчество художников-футуристов стало откликом на стремительно менявшуюся жизнь в начале ХХ столетия. Динамизм эпохи паровоза и аэроплана, головокружительность перспектив века техники заставили мастеров нового направления искать художественные средства, способные передать движение, скорость, технический прогресс. Они призывали к тотальному обновлению искусства с помощью новых технологий и материалов. «На своих холстах мы изображаем не отдельные статичные мгновения всемирного движения. Нас привлекает динамическое мироощущение».
Довольно быстро футуризм вышел за рамки чисто живописного направления, многие художники обратились к экспериментам в других видах искусства. Впервые российские зрители смогут увидеть футуристические эксперименты в области скульптуры, архитектуры, графического дизайна.
Идеи «искусства будущего» быстро распространились по Европе, находя себе новых сторонников в разных странах. Однако значительное объединение художников, именовавших себя футуристами, кроме Италии, существовало лишь в России. Провозглашенные Маринетти задачи были во многом близки русским мастерам, но методы воплощения оказались совсем иными. Живописцы Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Давид и Владимир Бурлюки, Кирилл Зданевич, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Александра Экстер сблизились с поэтами-будетлянами (русский аналог слову футуристы) Владимиром Маяковским, Василием Каменским, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, составлявшими ядро общества «Гилея». Результатом тесного сотрудничества поэтов, художников и критиков «футуристической» направленности стало создание не только принципиально нового живописного языка, но и издание целой серии авторских книг, а также постановка в 1913 году оперы «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, декорации Казимира Малевича). Интерес кубофутуристов к театру проявился и в скандально известных выходах, вроде прогулки с раскрашенными лицами или деревянными ложками в петлицах. Василий Каменский так описывал выступления футуристов: «Футуристы-песнебойцы ходили… по улицам более чем двадцати городов России с раскрашенными лицами и в цветных одеждах. В Тифлисе эти футуристы были одеты в яркие персидские ткани, и это придало особый интерес футуристической философии об одеждах…»
Многочисленные публичные диспуты и лекции о новом искусстве, издание поэтических сборников, теоретических манифестов и деклараций — вся эта футуристическая деятельность определяла в 1910-е годы ХХ века атмосферу художественной жизни. Форма манифестаций — энергичная, порой агрессивная, всегда подчеркнуто зрелищная, а порой и откровенно балаганная — сообщала русской художественной жизни совершенно новые черты. Поэт Владимир Маяковский описывал русский футуризм как персонажа клоунады или лубочной картинки: «взбалмошный, в рыжих вихрах детина, немного неумный, немного некультурный, но всегда, о! всегда смелый и горящий…»
Мгновенная смена впечатлений в искусстве буйного ХХ века пришла на место размеренных ритмов прошлого.
Источник: пресс-релиз ГМИИ им. А. С. Пушкина
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080815_futurism_radical_revolution.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080815_futurism_radical_revolution.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.