«Мир Беатрис Поттер» в Лондоне
В музее Виктории и Альберта проходит выставка, посвященная Кролику Питеру — прототипу сегодняшних кумиров детворы типа WALL-E и Шрека
Культура XX — начала XXI века создала огромное количество новых кумиров «для самых маленьких». В прошлом столетии проблема «во что играть детям» исчезла раз и навсегда. Теперь мамам уже не нужно шить тряпичные куклы и, ломая голову, изобретать новые игры. Благодаря создателям популярных детских книг, фильмов и мультиков у детворы появилась целая армия любимых персонажей уже с готовой историей и набором характерных черт. Хочешь — играй в Гарри Поттера, хочешь – в WALL-E, хочешь — в какого-нибудь Шрека или даже в героев «Южного парка». Причем детям даже не надо делать себе игрушечных «шреков» самим. В любом магазине полно плюшевых реплик героев мультфильмов, а также прочих «сопутствующих товаров» типа паззлов, книжек-раскрасок, тетрадок и кружек с их изображением. Психологи и культурологи скрежещут зубами: из-за того что детям предоставляются уже готовые герои, не остается никакого пространства для воображения и фантазии! Но как бы то ни было, продукция с изображениями этих забавных персонажей расходится на ура. Нередко кружки со Шреком и книжки про Гарри Поттера покупают себе и взрослые. В общем, бизнес этот умирать не собирается.
С чего началась эта тенденция? С диснеевских мультиков, скажете вы. И правда: появившийся в 1920-х годах Микки Маус затмил всех других популярных персонажей, став главным символом масс-культуры и общества потребления. Именно его изображения уродуют и сжигают противники американского капитализма. Но «сувенирная лихорадка» все же началась не с него, а с Кролика Питера. Этот персонаж, придуманный в конце XIX века английской аристократкой Беатрис Поттер (Beatrix Potter) на двадцать пять лет раньше Микки Мауса, покорил сердца детей и полки магазинов Европы, а затем и всего мира.
Беатрис Поттер родилась в 1866 году в богатой аристократической семье. Ее отец увлекался искусством и всегда поощрял стремление своей дочери к рисованию. Любимыми персонажами юной художницы были животные, особенно домашний кролик по кличке Питер Пайпер. В 1893 году, когда сын любимой гувернантки Поттер серьезно заболел, художница сочинила для него сказку, где основным персонажем выступал непослушный кролик Питер. Семь лет спустя Поттер затребовала у мальчика свое письмо обратно: ей пришла идея издать историю о кролике в форме книжки. Решив опубликовать «Сказку о кролике Питере», Поттер столкнулась с непониманием издателей: они хотели, чтобы книга была большой и с цветными иллюстрациями. Но художница хотела опубликовать книжку небольшого размера, чтобы ее могли держать детские ручки, а также стремилась максимально удешевить производство, так как «маленькие кролики не могут позволить себе тратить 6 шиллингов на книгу». В итоге она издала «Сказку о кролике Питере» сама. Книжка продавалась по цене 1 шиллинг 2 пенса и скоро стала очень популярной. В 1902 году сказка была повторно опубликована в издательстве Фредерика Уорна (Frederick Warne), на этот раз уже с цветными иллюстрациями.
В 1903 году был дан старт «Миру Беатрис Поттер» (The World of Beatrix Potter™). Писательница создала игрушку кролика Питера для племянницы своего издателя и сразу решила ее запатентовать. Годом ранее Поттер попала в очень неприятную ситуацию: ее книжка разошлась большим тиражом в США, но сама она не получила с продаж ни цента, ибо забыла зарегистрировать авторское право. Поэтому контролировать выпуск и распространение сувенирной продукции она стала с самого начала. Вслед за мягкой игрушкой появилась настольная игра «Кролик Питер», а потом и книжки-раскраски, календари, носовые платки, паззлы, домашние тапочки, канцелярские товары, чашки и обои — все с изображениями этого милого героя. Художница строго следила за тем, чтобы эти изображения в точности соответствовали ее книжным иллюстрациям.
Сувенирная продукция пользовалась невероятным успехом и приносила Беатрис Поттер немалый доход. Львиную часть этих средств она тратила на поддержку фонда, в задачу которого входило сохранение природы знаменитого Озерного края.
Сейчас кролик Питер продолжает приносить прибыль. Лицензиями на использование его образа в рекламе обладают 450 компаний. Кролик появляется в рекламе кукол Барби, фотоаппаратов Konica и японского майонеза. А недавно акварель с его изображением, выполненная Поттер, была продана на аукционе Sotheby’s почти за 290 тысяч фунтов и стала самой дорогой книжной иллюстрацией в истории.
Этим летом посетителям лондонского Музея Виктории и Альберта предоставляется возможность увидеть иллюстрации Поттер, а также множество сувениров с изображениями кролика Питера и других ее героев. Выставка «Мир Беатрис Поттер» продлится до 31 августа.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080813_peter_rabbit_in_london.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080813_peter_rabbit_in_london.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.