«Петербургская коллекция. Самиздат. Неофициальное искусство» на 19-м аукционе 19 декабря в 19:00 в «Антиквариуме»
Впервые в России выставляется специально собранная коллекция «самиздата» — нелегальной печати; в каталог вошли редкие издания: от первого внецензурного издания на гектографе «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого до подпольной литературы 1960–80-х годов
Впервые в России «Антиквариум» предлагает на торги специально собранную коллекцию «самиздата» — нелегальной печати; в каталог вошли редкие издания: от первого внецензурного издания на гектографе «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого до подпольной литературы 1960–80-х.
Впервые в своей аукционной практике «Антиквариум» представляет коллекцию живописи и графики «Неофициальное искусство», в том числе работы представителей художественного андерграунда Эдуарда Штейнберга, Владимира Немухина, Эрнста Неизвестного, Михаила Шемякина, Дмитрия Плавинского, Льва Кропивницкого, Владимира Яковлева, Владимира Пятницкого, Игоря Ворошилова и продолжателей традиций авангарда Варвары Бубновой, Николая Лозового.
В каталог вошло более 50 редких автографов деятелей культуры ХХ века, среди которых литераторы Леонид Андреев, Николай Клюев и Николай Асеев, Илья Ильф, Михаил Зощенко и Константин Паустовский, Андрей Вознесенский, Иосиф Бродский и Алексей Хвостенко, художники Борис Григорьев и Эдуард Штейнберг, композитор Дмитрий Шостакович, дирижер Евгений Светланов и режиссер Борис Покровский.
Каталог открывается разделом «Петербургская коллекция» с письмом Леонида Андреева о гранях разумного в писательском творчестве, инскриптом Сергея Рафаловича, обращенным к Николаю Евреинову и дарственной надписью Иосифа Бродского, адресованной Александру Кушнеру. В том же разделе представлены автографы Михаила Зощенко и Николая Радлова на их совместной книге «30 веселый проектов», черновики стихов и песен Алексея Хвостенко, рисунок Иосифа Бродского, шаржи и акварели известного книжного иллюстратора Михаила Беломлинского из архива семьи художника. Облик Петербурга — Петрограда — Ленинграда и его обитателей возникает в редких видовых снимках начала ХХ века, фотографиях Анны Ахматовой, художников Владимира Лебедева, Николая Ушина, Валентины Ходасевич и фотопортретах Михаила Барышникова, Исаака Шварца, Андрея Битова.
Основные литературно-художественные течения первой четверти ХХ века — футуризм, имажинизм, конструктивизм — представлены в подборке книг Алексея Кручёных, Ильи Сельвинского, Анатолия Мариенгофа и Бенедикта Лившица, которому адресована надпись Николая Асеева на сборнике «Громы» (1926). Интересна развернутая надпись Николая Клюева на страницах книги «Изба и поле», адресованная другу, критику и историку литературы Павлу Медведеву.
Впервые в России на торги выставляются плакат и каталог «Первой выставки Советской архитектуры» (1927) теоретика конструктивизма Алексея Гана из архива архитектора Михаила Синявского. Из этого же собрания происходят редкие документы, фотографии, связанные с деятельностью Синявского и книги с автографами Ильи Ильфа, Константина Паустовского и Рувима Фраермана.
«Самиздат». Почти год формировалось собрание уникальных рукописей, автографов и исчезающе малотиражных изданий представителей неофициальной культуры, таких как Евгений Рейн, Дмитрий Пригов, Татьяна Щербина, Лев Рубинштейн, Аркадий Драгомощенко, Аркадий Бартов; периодики (журналы «Часы», «Обводный канал», «Тридцать семь» и др.); книг «тамиздата», выпущенных в свет художниками Виталием Стацинским, Николаем Дронниковым, Юлией Беломинской, а также фотографий представителей неофициальной культуры. Фотопортреты художников Эдуарда Штейнберга и Владимира Яковлева, созданные в 1970-х годах Анатолием Брусиловским, предваряют их собственные произведения в закрывающем каталог разделе.
Раздел «Неофициальное искусство: живопись и графика из частных собраний» открывается работами 1960-х годов знаменитой наследницы традиций русского авангарда Варвары Бубновой. Печальный «Портрет в коричневых тонах», пронзительная пастель «Разговор», меланхоличная акварель «Зимой у моря» — эти переливы состояний рождены рукой истинного мастера.
К топ-лотам относятся две работы Эдуарда Штейнберга с дарственными надписями: «Букет цветов» (1970) — ранняя, еще фигуративная, неожиданно нежная, но вполне узнаваемая, и более поздняя классическая «Композиция» (1983). Заслуживает внимания графика основоположника российского концептуализма поэта и художника Дмитрия Пригова из собрания поэта Татьяны Шербина, к которой и обращена надпись автора на «Портрете Виктора Ерофеева».
Искусство андерграунда 1960–70-х годов представлено именами Михаила Шемякина, Юрия Титова, Дмитрия Плавинского, Льва Кропивницкого, Эрнста Неизвестного, Владимира Яковлева, Игоря Ворошилова, Эдуарда Курочкина, а также редко встречающимися работами Владимира Пятницкого.
Предаукционная выставка открыта ежедневно, до 19 декабря, с 12 до 20 часов по адресу: Москва, Саввинская набережная, 23, стр. 1 (аукционный дом «Антиквариум» в здании «Художественного центра на Саввинской»).
Аукцион состоится 19 декабря. Начало в 19:00.
Тел.: +7 (495) 374–50–90; +7 (499) 678–22–74, info@anticvarium.ru.
Источник: пресс-релиз аукционного дома «Антиквариум»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20151217_antiquarium.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20151217_antiquarium.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.