Полотно Вермеера на торгах Christie’s 8 июля
Одна из двух работ Вермеера, находящихся в частных руках, выставлена на торги Старых мастеров Christie’s с эстимейтом 6–8 миллионов фунтов. Закрепить авторство «Святой Пракседы» за Вермеером помогла недавняя экспертиза
Аукционный дом Christie’s выставляет на торги датируемую 1655 годом картину Яна Вермеера (1632–1675) «Святая Пракседа» — самую раннюю из известных работ художника и одну из двух работ, находящихся на данный момент в частных собраниях (эстимейт 6–8 миллионов фунтов).
Авторство Вермеера подтвердили результаты недавней экспертизы, проведенной Государственным музеем Амстердама совместно со Свободным университетом Амстердама. Эксперты установили, что использовавшаяся при написании картины белая краска позволяет отнести работу к голландской школе живописи, а не к итальянской. Более того, экспертиза показала, что краска из той же самой партии была использована художником при создании еще одной ранней работы, под названием «Диана с нимфами», находящейся в собрании гаагского Маурицхейса.
«Святая Пракседа» выставляется 8 июля 2014 года на лондонский вечерний аукцион «Искусство Старых Мастеров и британская живопись» из собрания Барбары Пьясецка-Джонсон, в чей фонд будет направлена выручка от продажи работы.
«Святая Пракседа» была написана, когда Вермееру было всего 22 или 23 года. К этому же периоду относятся и две другие картины Вермеера, написанные на библейский и мифологический сюжеты, — «Христос у Марфы и Марии» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) и «Диана с нимфами» (Маурицхейс, Гаага). Вместе эти три работы представляют нам ранний этап творчества Вермеера, который предшествовал периоду формирования стиля, сделавшего его знаменитым.
«Святая Пракседа» была впервые приписана кисти Вермеера в 1969 году. Госпожа Пьясецка-Джонсон приобрела картину спустя год после того, как в 1986 году она была окончательно включена в свод произведений художника. «Святая Пракседа» экспонировалась в рамках ретроспективной выставки работ художника, проходившей в 1995/1996 годах в Национальной галерее искусств Вашингтона и в гаагском Маурицхейсе. В последний раз она выставлялась в 2012/2013 годах в комплексе «Квиринальские конюшни» в Риме.
Помимо очевидного стилистического влияния современной итальянской живописи, прослеживающегося в ранних произведениях Вермеера, композиционно «Святая Пракседа» близка одноименной работе флорентийского художника Феличе Фиккерелли (ок. 1605 — ок. 1669). В своей трактовке сюжета Вермеер придал выражению лица Пракседы больше нежности и благочестия, вложив в ее руку распятие, на которое она задумчиво смотрит, выжимая из губки в чашу кровь христианских мучеников. Римлянка Пракседа жила во II веке н.э. и целью своей жизни избрала заботу о телах тех, кто принял мученическую смерть за христианскую веру.
Барбара Пьясецка-Джонсон (1937–2013) была филантропом и настоящим ценителем искусства, любовь к которому подкреплялась искусствоведческим образованием, полученным на родине — в Польше. В 1971 году Барбара Пьясецка вышла замуж за сына одного из основателей корпорации Johnson and Johnson Джона Сьюарда Джонсона (1895–1983). Многие из работ, которыми впоследствии пополнилась коллекция госпожи Джонсон, были приобретены супругами совместно. Выбором госпожи Джонсон, равно как и ее благотворительной деятельностью руководила глубочайшая религиозность.
Госпожа Джонсон с пристальным интересом следила за ходом экспертизы, которой был подвергнут еще один образец голландской живописи из ее коллекции — датируемая 1658 годом работа Рембрандта «Поясной портрет подбоченившегося мужчины», проданная на торгах Christie’s в 2009 году за 20,2 миллиона фунтов.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140610_vermeer_chr.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140610_vermeer_chr.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.