Русские торги в Лондоне 2 июня. Краткие итоги
Christie’s наторговал на 18,5 миллиона фунтов, за рекордные 3,66 миллиона продал полотно Верещагина. А Sotheby’s заработал 18,3 миллиона фунтов, причем почти все произведения русского авангарда ушли со значительным превышением эстимейтов
Вчера в Лондоне прошли аукционы русского искусства Christie’s и Sotheby’s. С самого утра начал продавать русское искусство Christie’s. В рамках двух сессий коллекционерам было предложено 302 лота, из которых было продано 234 лота (77 %) на общую сумму 24 миллиона фунтов. Это лучший результат летних русских торгов Christie’s за всю историю (выручка составила 94 % от среднего суммарного эстимейта). А на Sotheby’s вчера прошли вечерние торги, где покупателям было предложено 37 лотов. Из них новых владельцев нашли 27 работ (73 %), но при этом многие лоты (в основном речь идет о произведениях русского авангарда из частной немецкой коллекции) превысили эстимейты вдвое, втрое и даже более. Так что итоговая выручка, несмотря на непроданные топ-лоты Дейнеки и Пименова, составила 18,3 миллиона фунтов, или 123 % от среднего суммарного эстимейта.
Аукцион русского искусства Christie’s. 2 июня, Лондон
Топ-лотом торгов Christie’s стало полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Агре» из коллекции художественного центра Франсис Леман Лоб в колледже им. Вассара (Нью-Йорк). Картина была написана Верещагиным в Париже в конце 1870-х — начале 1880-х под впечатлением от путешествия по Индии. В последний раз эта работа выставлялась на открытые торги в 1916 году. Полотно оценивалось в 1–1,5 миллиона фунтов, но покупатели решили, что оно достойно большего, и в борьбе ставок дошли до рекордной для Верещагина суммы в 3,66 миллиона фунтов. Предыдущий аукционный рекорд на произведения этого мастера принадлежал другой картине из индийской серии — работе «Тадж-Махал. Вечер», проданной на русских торгах Sotheby’s в 2011 году за 2,28 миллиона фунтов. Кстати, на вчерашних торгах нашла покупателя и вторая работа Верещагина из коллекции центра Франсис Леман Лоб — «Портик церкви XVII века в Ярославле» (около 1894). Работа ушла в пределах эстимейта, за 362,5 тысячи фунтов (оценивалась в 300–500 тысяч фунтов). Подробнее о картинах Верещагина читайте здесь.
С большим успехом вчера на Christie’s распродали пять портретов кисти Владимира Боровиковского из собрания князя Ивана Оболенского. По сути, это было первое единовременное появление на открытых торгах такого большого количества живописных произведений Боровиковского — и оно не прошло незамеченным. Все пять работ превысили эстимейты в десятки раз и вошли в Топ-10 лотов вчерашнего Christie’s. Самым дорогим стал «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой (1783–1809), урожденной Безбородко, с детьми Александром (1800–1855) и Григорием (1801–1855)» 1803 года, проданный за рекордные для художника 2,99 миллиона фунтов. Получается, что лот превысил предварительную оценку (50–70 тысяч фунтов) в 40–60 раз! Вторым по стоимости лотом в этом стринге стал «Портрет князя Петра Васильевича Лопухина (1753–1827)»: картина также в десятки раз превысила эстимейт и ушла за 2,154 миллиона фунтов. А всего за пять портретов Владимира Боровиковского удалось выручить 7,95 миллиона фунтов (13,3 миллиона долларов), тогда как предварительная суммарная оценка стринга составляла всего 210–310 тысяч фунтов.
На Christie’s были установлены новые ценовые рекорды на произведения Александра Головина («Юный Варфоломей», эстимейт 150–200 тысяч фунтов, результат 386,5 тысячи фунтов) и Федора Ясновского («Вид Кремля и Москвы-реки», эстимейт 3–5 тысяч фунтов, результат 15 тысяч фунтов). Кроме того, напряженная борьба развернулась за работу Николая Рериха «Небесная битва»: лот превысил нижний эстимейт 500 тысяч фунтов в три раза и достался новому владельцу за 1,54 миллиона. А в разделе декоративно-прикладного искусства топ-лотом стала пара фарфоровых ваз ИФЗ эпохи Николая I: за нее спорили до 662,5 тысячи фунтов (эстимейт 250–350 тысяч фунтов).
Топ-10 лотов Аукциона русского искусства Christie’s. 2 июня 2014. Лондон
№ лота | Описание | Эстимейт, фунтов | Результат, фунтов | Покупатель |
30 | ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН Жемчужная мечеть в Агре. Кон. 1870-х — нач. 1880-х Мировой ценовой рекорд на произведения художника | 1 000 000–1 500 000 | 3 666 500 | Анонимный покупатель |
12 | ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой (1783–1809), урожденной Безбородко, с детьми Александром (1800–1855) и Григорием (1801–1855). 1803 Мировой ценовой рекорд на произведения художника | 50 000–70 000 | 2 994 500 | Частный покупатель |
14 | ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ Портрет князя Петра Васильевича Лопухина (1753–1827). Около 1801 | 40 000–60 000 | 2 154 500 | Частный покупатель |
43 | АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ Пейзаж с мостом. Кисловодск. 1913 | 1 500 000–2 500 000 | 1 762 500 | Арт-дилер из России |
36 | НИКОЛАЙ РЕРИХ Небесная битва. 1909 | 500 000–700 000 | 1 538 500 | Частный покупатель |
10 | ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ Портрет адмирала Григория Григорьевича Кушелева (1754–1833). После 1809 | 50 000–70 000 | 1 482 500 | Частный покупатель |
11 | ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ Портрет Дарьи Александровны Валуевой, урожденной Кошелевой (1757–1836). 1798 | 30 000–50 000 | 722 500 | Частный покупатель |
315 | Пара двуручных фарфоровых ваз. ИФЗ. Санкт-Петербург. Эпоха Николая I. 1840 | 250 000–350 000 | 662 500 | Частный покупатель из России |
13 | ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ Портрет княгини Екатерины Николаевны Лопухиной, урожденной Шетневой (1763–1839). 1805 | 40 000–60 000 | 602 500 | Частный покупатель |
23 | ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ Шторм на Черном море. 1899 | 300 000–500 000 | 506 500 | Частный покупатель из Европы |
Вечерние торги русского искусства Sotheby’s. 2 июня, Лондон
Вечерние торги русского искусства Sotheby’s, как уже было сказано, собрали 18,3 миллиона фунтов. Самым продуктивным стал стринг русского авангарда из частной немецкой коллекции. Всего из этого собрания было выставлено 11 картин начала ХХ века, большинство из которых прежде никогда не попадало на открытые торги, — произведения Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Кирилла Зданевича, Варвары Степановой, Александры Экстер, Сержа Шаршуна, Василия Ермилова и др. В итоге все работы из этой группы были проданы, и все, кроме одной, — со значительным превышением эстимейта. Выручка по итогам продажи стринга достигла 11,553 миллиона фунтов; суммарный эстимейт группы из 11 произведений составлял от 3,38 до 4,76 миллиона фунтов, т.е. результат превысил оценку примерно втрое.
Топ-лотом аукциона вполне ожидаемо стал рисунок Казимира Малевича «Голова крестьянина», являющийся подготовительным эскизом к утерянной картине «Крестьянские похороны» 1911 года. Этот этюд был одной из 70 работ, выставленных художником в Берлине в 1927 году, все они были оставлены художником в Германии. За «Голову крестьянина» боролись до 2,098 миллиона фунтов с учетом Buyer’s Premium, нижний эстимейт был превышен примерно в три раза.
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Голова крестьянина. Этюд к картине «Крестьянские похороны». 1911 Бумага на картоне, гуашь, уголь. 46 × 46 Sotheby’s. 2.06.2014. Лот 2 Оценка аукциона (эстимейт): 600–800 тысяч фунтов Цена: 2,098 миллиона фунтов Источник: sothebys.com | АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ Дети с зонтиками. 1912 Холст, масло. 89 × 104,5 Sotheby’s. 2.06.2014. Лот 3 Оценка аукциона (эстимейт): 600–800 тысяч фунтов Цена: 2,098 миллиона фунтов Источник: sothebys.com |
За точно такую же, что и Малевич, сумму в 2,098 миллиона фунтов ушел холст Аристарха Лентулова «Дети с зонтиками», написанный в период существования художественной группы «Бубновый валет». Полотно участвовало в крупных выставках и в последний раз продавалось на аукционе 40 лет назад. Предварительно лот оценивался в 600–800 тысяч фунтов. Работа Михаила Ларионова «Месильщики теста» досталась новому владельцу за 1,874 миллиона фунтов при эстимейте от 0,8 до 1,2 миллиона фунтов.
Ошеломительные результаты показали произведения Василия Ермилова и Варвары Степановой из того же собрания. «Автопортрет» Ермилова, оцененный до торгов в 30–50 тысяч фунтов, достиг цены молотка 986,5 тысячи фунтов, т.е. почти в 20 раз выше эстимейта. За «Фигуру с гитарой» Варвары Степановой борьба шла до 1,65 миллиона фунтов, хотя эксперты аукциона в предварительной оценке остановились на 350 тысячах фунтов.
Картины из собрания Международной конфедерации союзов художников, преемницы Союза Художников СССР, встретили были более спокойно. Не смогли устоять коллекционеры только против работы Георгия Нисского «Над снегами»: за нее спорили до 1,762 миллиона фунтов (эстимейт 500–700 тысяч). А вот вещи Александра Дейнеки «Юный конструктор» (эстимейт 2–3 миллиона фунтов) и Юрия Пименова «Воспоминание о военном пайковом хлебе» (эстимейт 500–700 тысяч фунтов) покупателей, увы, не нашли.
Сегодня, 3 июня, Sotheby’s продолжит свои русские торги аукционами живописи и декоративно-прикладного искусства, на которые, в частности, выставляются произведения Фаберже и уникальная коллекция советского фарфора.
Топ-10 лотов Вечерних торгов русского искусства Sotheby’s. 2 июня 2014. Лондон
№ лота | Описание | Эстимейт, фунтов | Результат, фунтов |
2 | КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Голова крестьянина. Около 1911 | 600 000–800 000 | 2 098 500 |
3 | АРИСТАРХ ЛЕНТУЛОВ Дети с зонтиками | 600 000–800 000 | 2 098 500 |
4 | МИХАИЛ ЛАРИОНОВ Месильщики теста | 800 000–1 200 000 | 1 874 500 |
31 | ГЕОРГИЙ НИССКИЙ Над снегами. 1964 | 500 000–700 000 | 1 762 500 |
1 | ВАРВАРА СТЕПАНОВА Фигура с гитарой. 1919 | 250 000–350 000 | 1 650 500 |
20 | ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ Кораблекрушение у берегов Черного моря. 1887 | 1 400 000–1 800 000 | 1 650 500 |
5 | КИРИЛЛ ЗДАНЕВИЧ Кафе «Этуаль». Около 1912 | 500 000–700 000 | 1 482 500 |
10 | АЛЕКСАНДРА ЭКСТЕР Пуристская композиция. 1925 | 500 000–700 000 | 1 022 500 |
8 | ВАСИЛИЙ ЕРМИЛОВ Автопортрет. Около 1922 | 30 000–50 000 | 986 500 |
27 | КОНСТАНТИН КОРОВИН Рыбаки в Охотино. 1916 | 600 000–800 000 | 722 500 |
Источники: christies.com, sothebys.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140603_russales_2d_june_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140603_russales_2d_june_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.