«Пандора» Данте Габриэля Россетти на Sotheby’s
На торги британского и ирландского искусства Sotheby’s 22 мая выставляется полотно «Пандора» кисти Данте Габриэля Россетти с эстимейтом 5–7 миллионов фунтов
На аукцион британского и ирландского искусства Sotheby’s, который состоится 22 мая 2014 года в Лондоне, выставлена картина «Пандора» кисти Данте Габриэля Россетти. Это масштабное (131 х 79) полотно — одно из важнейших произведений Россетти, выставленное на торги в последние годы. Эстимейт лота составляет от 5 до 7 миллионов фунтов.
Россетти изобразил Пандору, первую земную женщину согласно греческой мифологии, с волшебным ларцом в руках, содержащим все беды и горести человечества. Пандора получила волшебный ящик от Зевса, который потребовал от нее никогда его не открывать. Однако любопытная Пандора открыла ларец, чем облекла человечество на страдания. В ларце осталась лишь надежда, которую даже Зевс не решился выпускать.
В образе Пандоры Россетти изобразил свою возлюбленную Джейн Моррис, жену другого художника-прерафаэлита, Уильяма Морриса. Джейн позировала Россетти для многих его работ; возможно, они были любовниками, но от мужа она не уходила. В период с 1871 по 1874 год Россетти и Джейн проводили много времени вместе в Келмскотте, имении в Оксфордшире, которое художник и Моррисы снимали для отдыха. К тому времени Россетти уже почти десять лет был вдовцом, его супруга Элизабет Сиддал скончалась от передозировки лауданума в 1862 году.
Греческий миф о Пандоре имел для Россетти большое значение. Во-первых, миф чем-то напоминает событие из его собственной жизни: в 1869 году Россетти решился вскрыть могилу своей жены, чтобы достать из ее гроба рукописи со своими поэмами, которые он сам положил в гроб Элизабет Сиддал (из чувства вины за то, что слишком мало уделял времени больной туберкулезом супруге). В первоначальном мифе беды и несчастья хранились не в ларце, а в сосуде, однако Россетти предпочел изобразить Пандору все-таки не с вазой, а с ящиком наподобие «кассоне» — свадебного сундука для приданого.
Во-вторых, Россетти, вероятно, изобразил Джейн в образе Пандоры, поскольку ассоциировал себя с Прометеем (первым мужчиной, к которому Пандора испытывала привязанность), а ее мужа Уильяма Морриса представлял Эпитемеем (братом Прометея, за которого Пандора вышла замуж, но так и не полюбила).
«Пандора» была написана по заказу шотландского предпринимателя и коллекционера прерафаэлитов Джона Грехэма за вознаграждение в размере 750 гиней. Картина находилась до смерти Грехэма в его имении в Эршире, затем попала в коллекцию другого именитого собирателя, Чарльза Батлера, после передавалась по наследству до середины ХХ века. Затем была продажа за 1250 фунтов в 1966 году, а позже перепродажа в галерею в Ньюкасле. Из этой галереи «Пандору» и приобрели текущие владельцы, выставившие ее на Sotheby’s.
В течение 2013 года на торгах Sotheby’s персональный аукционный рекорд для работ прерафаэлита Россетти обновился дважды: в ноябре его пастель «Прозерпина» была продана за рекордные 3,3 миллиона фунтов (5,3 миллиона долларов), а в декабре масло «Рождественская песня» заработало 4,56 миллиона фунтов (7,47 миллиона долларов). Посмотрим, какой результат покажет его «Пандора».
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20140311_pandora.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20140311_pandora.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.